Лого Get ready travel
9 января я 2018
2810
Печать

Динарское нагорье

Справка отчета

Проводящая организация :

Костромская областная федерация туризма

Место прохождения маршрута :

Сербия, Черногория. Балканский полуостров.

Руководитель похода :

Владимир Евгеньевич Еремин

Вид туризма: Велосипедный
Категория : 3 кат. сл.
Расстояние, км: 1045
Продолжительность, общая: 15 дней
Ходовых: 15 дней
Даты похода: 20.09.2017 — 04.10.2017
Заявленная нитка маршрута :

г. Белрад – г. Валево – г. г. Ужице – г. Чачак – г. Кралево – горнолыжный центр «Копаоник» - г. Рашка – г. Нови-Пазар – г. Съеница – г. Преполье – Государственная граница Сербии-Черногории -  г. Плевля – г. Жабляк – нац/парк «Дурмитор» - г. Плужине – г. Никшич – г. Цетине – п. Риека Црноевица – г. Вирпазар – г. Сутоморе – г. Будва – г. Херцег-Нови – г. Рисан – г. Котор – г. Тиват

Пройденная нитка маршрута :

г. Белрад – г. Валево – г. г. Ужице – г. Чачак – г. Кралево – горнолыжный центр «Копаоник» - г. Рашка – г. Нови-Пазар – г. Съеница – г. Преполье – Государственная граница Сербии-Черногории -  г. Плевля – г. Жабляк – нац/парк «Дурмитор» - г. Плужине – г. Никшич – г. Цетине – п. Риека Црноевица – г. Вирпазар – г. Сутоморе – г. Будва – г. Херцег-Нови – г. Рисан – г. Котор – г. Тиват

Адрес хранения отчета :

г. Кострома, пр. Мира, 157А

Список группы:

1. Еремин Владимир Евгеньевич, Руководитель
2. Мальцев Сергей Михайлович, Рем. мастер
3. Соколова Ирина Владимировна, Медик, летописец

Содержание отчета

1. Идея похода

Выбор района похода – дело непростое. При выборе Балканского полуострова в качестве района для будущего похода мы руководствовались следующим:
1.  Обе страны  для Россиян безвизовые, что для нас – нестоличных жителей – значительно  упрощает (а соответственно и удешевляет)  организацию поездки.
2.  Должок! И в Сербии и в Черногории мы уже были:  в 2013 г – в Черногории,  в 2015 – в Сербии.  Оба похода были отличными, но остались несколько районов и в Сербии и в Черногории, которые мы не смогли пройти при первом их посещении.
3. Повсеместно возможен фри-кемпинг (свободный, т.е. палаточный  кемпинг). Тоже очень упрощает организационные моменты.
4. Большой выбор препятствий для набора достаточной сложности маршрута.
5. Возможность устроить себе небольшой после-походный отдых на побережье Адриатического моря  в  бархатный сезон.
6. Ну, и уже известное нам ранее, прекрасное отношение местных жителей  (и Сербов и Черногорцев) к нам – Россиянам.

В первый раз мы разработали и осуществили не кольцевой, как ранее, а линейный маршрут, с разными точками прилета и отлета. Новым в этом походе было для нас и время похода – сентябрь-октябрь.  Также впервые мы идем в поход такой малочисленной группой – 3 человека.

2. Подготовка похода

Подготовка, как обычно, началась с бронирования билетов. В этот мы забронировали их очень рано, в январе. Поскольку поход у нас начинается по нашим меркам в конце сезона – 20 сентября – времени на подготовку и себя и снаряжения у нас было предостаточно.

Кататься начали, как всегда, с середины апреля.  На майские праздники осуществили небольшой массовый походик  по Костромской области. Первоначально предполагалось, что к нашей Сербской группе  присоединится еще один участник, но после похода он отсеялся (понял, что не сможет достаточно накататься и набрать нужную спортивную форму).  
Надо сказать, что за лето мы много тренировались: 2-3 раза в неделю проезжали дистанцию не менее 40 км. И в итоге неплохо подготовились физически.  Это давало некоторое спокойствие относительно нашей формы на будущем маршруте.
Кроме физической подготовки в течение года мы обновляли снаряжение (мы с Сергеем даже купили новые велосипеды), приобретали дополнительное оборудование (например, солнечные батареи для зарядки телефонов, навигатора, фотоаппаратов).

3. Характеристика района похода

Маршрут нашего похода проходит по Динарскому нагорью. Вот что написано про Динарское нагорье в Википедии: Динарское нагорье (или Динарские Альпы) — горная система на северо-западе Балканского полуострова. Протягивается с северо-запада на юго-восток на 650 км по территории Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории и Албании от Юлийских Альп до реки Дрины. На севере Динарское нагорье постепенно спускается к Среднедунайской низменности, а на юго-западе, напротив, круто обрывается к Адриатическому морю. На востоке нагорье ограничено долиной реки Ибар. Динарское нагорье представляет собой чередование плоскогорий (Карст), котловин (Косово, Метохия, Сараевская), хребтов (Динара, Дурмитор, Проклетие) и речных долин, местами широких, а местами каньонообразных (глубина каньона реки Тары свыше 1000 м). Высшая точка нагорья — гора Езерца (2694 м., Албания). Широко распространены карст (плато Карст в Словении), полья (Ливаньско-Поле в Боснии и Герцеговине), карры, пещеры (Постойнска-Яма в Словении), исчезающие реки. Положение Динарского нагорья в Альпийско-Гималайском складчатом поясе определяет высокую сейсмичность территории. Из полезных ископаемых добываются бокситы, бурый уголь, асбест, барит, железные, марганцевые, никелевые, сурьмяные, ртутные руды. Климат Динарского нагорья меняется от субтропического средиземноморского на Адриатическом побережье до умеренно-континентального на северо-востоке. Лето тёплое, в западной части сухое, в восточной — влажное. Зима на побережье мягкая (+2…+8ºС), дождливая, в горах холодная (до −18ºС), снежная. Годовое количество осадков варьирует от 500 мм в межгорных котловинах до 4000 мм в Бока-Которской бухте. Реки, берущие начало в Динарском нагорье, принадлежат бассейнам Адриатического моря (Крка, Цетина, Неретва, Морача…) и Дуная (Сава, Врбас, Босна, Дрина, Морава…). Крупнейшее озеро Динарского нагорья и всего Балканского полуострова — Скадарское. Среди множества небольших карстовых озёр наиболее живописные Плитвицкие. Динарское нагорье является одним из немногих районов Европы, где сохранились естественные леса: широколиственные — в низкогорьях (до 1200—1500 м.) и елово-пихтовые — в среднегорьях. Субальпийский пояс представлен зарослями горной сосны. Вторичные растительные сообщества (фригана, маквис) преобладают лишь в приморских предгорьях. Животный мир Динарского нагорья сочетает в себе средиземноморские и евро-сибирские виды: косуля, серна, волк, рысь, бурый медведь, сапсан, белоголовый сип. Фауна карстовых пещер обладает большим разнообразием летучих мышей, пещерных рыб и ракообразных.

Из того, что написано в этой статье, мы проезжали и видели:
- Реки: Сава, Дрина, Западная Морава, Ибар,  Тара, Пива, Зета, Риека Црноевица.
- озера: Скадарское (самое большое), Сланское,  Пивское водохранилище.
- горы: Копаоник, Дурмитор, Ловчен.
- животных: медведей и волков (на видеозаписи в заповеднике), и наяву:  коров, овец, козочек и козлов, молчаливых сербских собак (я их называла собака-памятник),  лису, прибившуюся к стайке городских собак (таких же молчаливых, кстати), летучих мышей – в старой крепости на морском побережьи, рыб (в речках и море) и  крыс, живущих в старом Которе.
- огромное количество разнообразной растительности: в том числе экзотические для нас северных жителей: кипарис, инжир, гранат, виноград, мандарины, киви, в горах Дурмитора видели красивые горные сосны.

4. График движения (см. на карте)

График движения был рассчитан на прохождение в среднем 75 км в день.  Дневок не было, были 2 полудневки ( 1-2октября).

5. Техническое описание препятствий

Продукты закупались на 2-3 дня и по ходу движения докупались в населенных пунктах. Суммарный километраж – 1045 км. Суммарный набор высоты – 13168 м. По ощущениям – поход соответствовал заявленной категории сложности. (Участки с графиками высот см. на карте).

6. Дневник похода. Впечатления, фото, комментарии

20.09. – День прилета – 1 день. Аэропорт Николо Тесла Белград – г. Обреновац. Пробег 39 км. Подъем – 185 м. Спуск – 172 м. Максимальная высота – 113 м.
В качестве авиакомпании для полета нами был выбран Аэрофлот (как наиболее лояльная компания при перевозке велосипедов).  Велосипеды у нас в этом году облегченные, так что в норматив провоза багажа мы должны убраться без всяких проблем. Как мы и ожидали, регистрация и взвешивание багажа прошла успешно: багаж не превысил разрешенных 23 кг. Перелет до Белграда  занял 2.5 часа.  Для меня  перелет  был не очень приятным: то ли от переживаний по-поводу этого долгожданного события (отпуск), то ли от волнений, связанных с перелетом, то ли просто от недосыпа, у меня  разболелась голова. Аптечка была отдана в багаж, так что пришлось просить таблетку у стюардесс. Но  она не помогла, голова разбаливалась вместе с набором высоты все сильней. В первый раз была вынуждена воспользоваться полетными пакетиками по их непосредственному назначению! Но выжила, все-таки!

К 14 часам получили багаж, начали собирать велосипеды. За день до вылета, когда был выложен уточненный прогноз погоды в Белграде (проливной дождь!), мы решили заказать на первую ночь гостиницу. И не напрасно мы это сделали:  как только мы собрались и сели на велосипеды, и начался проливной дождь, который так и не прекратился до ночи. Надели все свое противодождевое обмундирование (куртки, накидки, бахилы), но, тем не менее, в гостиницу приехали мокрые до нитки. Готовим еду, ужинаем, ложимся спать. Завтра будет напряженный день.

2 день. 21.09. г. Обреновац – г. Валево – г. Баина-Башта

Пробег  - 120 км. Подъем – 1808 м, спуск – 1664 м. Перевал – 1096 м.
Первоначально планировали из Валево ехать в г. Ужице. Там у нас была запланирована встреча со старой знакомой – Оливерой (с которой познакомились, в походе по Сербии в 2015 г.). Но у неё изменились обстоятельства, и нам, чтобы встретиться с ней, пришлось ехать в г. Баина-Башту (хотя первоначально мы этого не планировали). Именно по этому пути мы должны были возвращаться в Белград в 2015, но (по совету наших сербских друзей) мы поехали тогда вдоль по реке Дрина. То есть, следуя дорогой Валево – Баина-Башта, мы отдаем один из своих старых долгов. Но, ради этого, придется  увеличить свой маршрут и не слабо попотеть: от Обреновац до Баина-Башта 125 км и перевал с подъемом до 1100 м.
  
Мы решились на это изменение маршрута, и чуть свет (в 7:00 по Московскому времени), отправились в путь. Дождь продолжился и утром (так и шел потом весь день с небольшими перерывами). До г. Валево дорога идет без значительного набора высоты. Доехали до Валево быстро, даже дождь вроде прекратился. Подъем на перевал через отроги хребта начинается от г. Валево. Сначала плавный, затем более выраженный (на самых крутых участках – по ощущениям до 8-10%). Перевал имеет два «пика»: только мы обрадовались, когда наш навигатор показал высоту 1055 м и дорога пошла вниз, но не тут-то было. Подъем продолжается. Тем временем похолодало, опять начался дождь, усилился ветер, влажность достигла такого состояния, что видимость на дороге местами не более 50 метров. А подъем продолжается. Остановились обогреться и отдохнуть в кафе «Три ветра».

Обитатели кафе подтвердили, что впереди у нас еще несколько км подъема, а потом – спуск до Баина-Башты. Около 17 часов достигли второго пика перевала (высота 1110 м ) и начали спуск. На спуске немного просветлело и мы увидели лучи заходящего солнца, чему, конечно же, несказанно обрадовались. Спуск продолжали до 19 часов. Потом – немного по дороге, идущей вдоль р. Дрины, и в 19:45 (по московскому времени) мы добрались до домика своих знакомых – Оливеры и Петера на окраине г. Баина-Башта (п. Црвица). Нас уже ждали. Кофе, ракия, яблочный пирог (пита) быстро сделали свое дело: мы готовы были уснуть на любом выделенном нам пятачке. Так и вышло: ночевали втроем в малюсенькой комнатке, где Оливера предлагала разместиться мне одной. Главное – сухо!

3 день. 22.09. г. Баина-Башта – г. Ужице – г. Пожега

Пробег – 90 км. Подьем – 1079 м, спуск – 1109 м. Перевал 808 м.
Подъем, завтрак, сборы, прощание со своими друзьями и довольно поздний по меркам нашего похода (в 10:00) выезд. Пасмурно, вероятность дождя снова очень велика (вскоре после нашего выезда он и начался). Накидки на себя и рюкзаки, бахилы, ветрозащитные куртки и штаны. До г. Ужице нам нужно преодолеть перевал с высотой около 800 м. Поднялись быстро, и вот в 12:00 мы уже на перевале. На вершине перевале – большой военный мемориал – «Спомен парк Кадиныча» — мемориал воинам, павшим в битвах за Сербию в Первую и Вторую мировые войны.

Там же музей (но он не работал, поэтому не можем сказать, что внутри). Очень красиво и ухожено. На склонах – орудия разных времен и народов. Чувствуется, что к истории Сербия относится с большим уважением (в этом мы имели возможность убедиться и раньше). Побродили, пофоткались. Холодно, ветер на перевале гнет деревья, потому сильно задерживаться не хочется, и мы, приодевшись, катим вниз. На спуске – как всегда красота, открываются чудные виды всей долины. Несколько раз тормозим, чтобы насмотреться вдоволь и сделать фото. В 14 часов мы уже скатились в г. Ужице.  Город довольно большой (по Сербским меркам, конечно) и симпатичный. Расположен на склонах гор, окруживших его со всех сторон. По поводу его названия Оливера нам не назвала никаких версий, но мне лично кажется, что название произошло от ужа, изогнувшегося между «складками» гор. Вот город и «ужится» между его склонами, точно как уж, свернувшийся в клубок.

В Ужице пообедали в таверне, отдохнули. Дальше наш путь на Пожегу и далее – в сторону Чачак. Пока мы опережаем свой график, даже с учетом изменения маршрута. В 14 часов – выезжаем дальше в сторону г. Чачак. Едем по достаточно загруженному трафиком шоссе вдоль реки Западная Морава. После городочка Севойно остановились поглазеть на декоративную керамику на уличном базаре. Ничего не купили, конечно, но – любопытно. Дорога без уклонов, едется быстро. Долина начинает сужаться, горы подступают все ближе. Красиво. Река не быстрая, скорее местами заболочена,  вводы мало. Проезжаем плотину (дамбу) с большим перепадом высот. Начинается территория то ли заповедника, то ли заказника – Овчарско-Кабларская клисура. Видимо там рыбу выращивают и охраняют на интересном участке реки, где она изгибается очень причудливыми изгибами. Да, излучина реки там и правда красива!

Около 18:00 набираем воды в святом источнике близ поворота на монастырь Сретенье в долине р. Западная Морава, и встаем на ночевку под навесом (видимо, для автомобиля) у пустующего дачного дома на одном из изгибов реки, в обход туннеля. Это наша первая ночевка на природе. Сухо и тихо!

4 день. 23.09. г. Чачак – г. Кралево – г. Ушче

Пробег – 95 км. Подъем 479 м. Спуск -  398 м. Выезд в 9:00.
Продолжаем движение на Чачак. Дорога идет рядом с рекой (Зап. Морава), немного под уклон, едем быстро. Остановились в туристическом местечке – ресторан «Лантерна» на воде. В реке много рыбы (это чувствуется по запаху), над водой  летают цапли. Местечко красиво оформлено цветами и другими природными материалами, над водой тянется на дебаркадер виноградная лоза с крупными гроздьями ягод. Красиво! Постояли, пофоткались. Едем дальше. Вскоре приезжаем в г. Чачак. На въезде в город – фотосессия с большой виноградной улиткой и найденными солнечными очками. Городок небольшой, но симпатичный. У городской администрации видим стоянку велосипедов (видимо муниципальные служащие предпочитают велосипед другим видам транспорта). Нам это приятно! Посидели в пекаре, съели какие-то замечательно вкусные булочки с местным йогуртом. Кстати вкусный местной йогурт и мюсли были нашим ежедневным завтраком, а чаще – 2 завтраком. Очень вкусно,  питательно и готовить не надо. Из Чачак до Кралево идут 2 дороги: новое более заруженное шоссе и дорога поменьше. Мы выбрали вторую.

Проезжаем город Кралево. Сегодня нам требуется закупить продуктов на воскресенье (т.к. в некоторых городках магазины в воскресенье могут не работать). Была суббота и в  городе чувствовался праздник. Выехали на смотровую площадку на реке Ибар – внизу народ гулял в кафешках, дымились мангалы, раздавался манящий запах жаренного мяса. Мы тоже купили себе еды на обед. По традиции в этом походе из мяса мы покупаем сырые «чевапчичи» (сформированное в виде палочек перемолотое мясо разных сортов). Они вкусные,  быстро готовятся и подходят хоть для супа (в виде фрикаделек), хоть для второго блюда.

За пос. Конарево на изгибе реки Ибар у недостроенного дома встали на обед. Хорошо отдохнули и подкрепились. Погода сегодня нас первый день по-настоящему радует: дождя с утра не было, а к обеду выглянуло солнце и мы,  впервые пожалуй, позволили себе раздеться до маек и шортов. Кайфуем под лучами нежаркого, но ласкового солнца, любуемся окрестными горами,  нюхаем скромные осенние цветочки. Проезжаем интересные старые мосты, на которые и шагнуть-то страшно. Но шагаем, все-таки, ради красивых фоток! Старую крепость высоко в горах,  интересные памятники. Так, с удовольствием от красивых видов и легкой дороги, приезжаем в г. Ушче. В этом городе мы уже были 2 года назад. Закупаем продукты (в том же самом магазине на дороге) и по совету местного жителя отъезжаем недалеко от города в поиске ночевки. Ночуем на берегу реки Ибар примерно в километре от города. Ночью считаем звезды и рассчитываем на хорошую погоду утром.

5 день. 24.09. Йошанечка Баня – Копаоник – Ново Село

Пробег – 66 км. Подъем – 1469 м  Спуск – 1282 м.  Перевал – 1723 м.
Ночью все равно был дождь. Прохладно, пасмурно. Выезд со стоянки в 8:00. День сегодня предстоит трудный, потому выезд ранний. Утренний туман медленно поднимается в горы. Очень красиво! Сегодня у нас в планах Копаоник.

Ко́паоник — горный массив в Центральной Сербии и Косове. Горы расположены в округе Рашка и Расинском округе. Длина массива — 83 км, ширина — 63 км. Высшая точка — Пик Панчича (Панчичев-Врх, 2017 м). Копаоник сложен кристаллическими сланцами, гранитами и серпентинитами. Площадь массива — около 2700 км², в центральной части Капаоника 118 км² занимает территория одноимённого национального парка, образованного в 1981 году. © Википедия

Копаоник был нашим вторым долгом с прошлого похода по Сербии. Тогда мы не смогли (не решились) заехать на него из-за болезни одной из участниц. Мы в тот раз замечательно объехали Копаоник другими путями. Но должок – остался! Сразу от Ушче начинается подъем к Копаонику. Сначала с совсем небольшим уклоном, настоящий подъем начался после 15 км с начала пути. Постепенно выходит солнце, становится теплее. Начинаем раздеваться. К Йошанечке Бане подъезжаем к 11 часам. Тут нам один Серб подсказал, что здесь есть действующий термальный источник и купальня при нем. И показал нам. Сеанс – что-то 150 руб. Мы захотели, конечно, искупаться. К купальне течет ручей, от которого идет пар. Вода действительно теплая! Идем купаться. К этому удовольствию прилагается душ и после душа пол-часа купания в бассейне с теплой (почти горячей) водой. Покайфовали, отдохнули, набрались сил. На улице тем временем потеплело.

Едем дальше уже в шортах и майках. За Йошанечкой Баней остановились на 2-й завтрак – мюсли с йогуртом. После ворот национально парка начинается серьезный подъем, который будет продолжаться до самого Капаоника – больше 20 км. Едем потихоньку с частыми перерывами. Скорость на подъеме – 5-6 км\ч. Уклон в принципе комфортный, на большинстве подъема не более 10%. Везде можно ехать. Хорошо, что нет дождя и тепло (но не жарко). Считаем, что для подъема на Капаоник погода нам выпала самая оптимальная: не жарко и не холодно. Высота набирается не быстро, но все же набирается. Ах как долго, долго едем! Как трудна в горах дорога! Вообще бесконечной кажется… Вот наконец, почувствовалось выполаживание, и вскоре мы выезжаем к знаку «Копаоник». На территории горнолыжного курорта идет много строительства: строят новые отели, дома, дороги. Мы заехали в супермаркет, купили продуктов (магазины работали и в воскресенье). Пока мы ходили в магазин, Сережа болтал с продавцом сувениров. Тот, впечатленный нашим путешествием, подарил каждому по магнитику «Копаоник». Вова купил у него же баночку домашнего малинового варенья. Вкусное! Совсем не похоже на наше.

В 17:10 начали спуск. Спуск  был тоже потрясающе красив: открылись виды закатных гор. Спуск по той дороге гораздо более крутой, чем на подъеме. Хорошо, что не наоборот! Спустились на 8-10 км и встали на выровненном склоне над дорогой под дубочками (на высоте 636 м). Повалились на коврики и стали пить  местное  вино! За Капаоник! Ура!!! День получился хороший, наконец, мы сделали это! Устали, однако…

6 день. 25.09. г. Рашка – г. Нови-Пазар – п. Бело Воде

Пробег – 62 км. Подъем – 729 м, Спуск – 592 м. Максимальная высота – 794 м.
Вечером смотрели на открывшиеся горные просторы, а потом – когда стемнело – на звезды. А ночью пошел дождь, чего мы никак не ожидали. С утра продолжаем спуск до г. Рашка. Заехали в пекару, снова съели по булочке. У Вовы произошла поломка – лопнула спица. Это было очень неожиданно, т.к. перед походом были поставлены новые особо прочные колеса.  Но – факт остается фактом. Решаем, что ремонтом займемся в обед – где нибудь за Нови-Пазаром. Так и случилось, только на подъезде к Нови-Пазару у Вовы сломалась еще одна спица. Нужно искать веломастерскую, т.к. запасных спиц такого типоразмера у нас нет.

Следующий город, куда мы приехали – Нови-Пазар, оказался для нас городом встреч. На подъезде к Нови Пазару нас догнала машина службы спасения Сербии. Вышли двое ребят, поприветствовали, поинтересовались откуда и куда мы едем. Спросили, не нужна ли помощь. А нам как раз нужна веломастерская. На пальцах объяснить где она находится оказалось трудно, и они ведут нас за собой до дома одного из ребят, где он дает нам карту города и отмечает место, куда надо ехать. Дарит нам на память еще и открытки с видами города, рассказывают о том, что они были в России на учениях спасателей. Фото на память, обмен контактами. Говорят: где бы ни были и чего бы ни случилось – звоните, спасатели приедут! Хорошие ребята!

Едем по указанному адресу в веломастерскую, но все равно плутаем по узким улочкам городка. Приходится спрашивать проезжающего велосипедиста. Он с готовностью, оставив свои дела, везет нас по узким улочкам Нови-Пазара. И привозит к веломастерской. Но, как назло, самого хозяина нет, он уехал куда-то в Германию… Его отец, понимая безвыходность ситуации (минус 2 спицы, а их на Вовином колесе и так было мало!) предлагает Вове самому поискать нужные запчасти в его мастерской. И Вова не растерялся, нашел-таки спицы. Удача, скажете? А мне уже кажется, что это закономерность! По крайней мере на своем примере мы убедились, что в Сербии – помогать людям – это даже не долг, а простое и  естественное состояние любого человека. А тем более, если тот человек – из России! В общем, запчасти Вова нужные получил. Оказывается хозяин той веломастерской – какой-то известный велогонщик, участник Тур де Франс. Зашли в кафану к отцу велогонщика, испили кофейку. В соседнем магазинчике купили овечьего сыра. А город – очень симпатичный, с восточным колоритом: мусульманский, мечети на каждом шагу, женщины в хеджабах. В этом городе мы прикупили еще одну карту памяти для видеокамеры (одну я уже успела заполнить).

И когда мы двигались уже на выезд из города, случилась еще одна встреча: с нашим соотечественником-велосипедистом Сергеем из г. Балаково. Он гнался за машиной, которая сопровождала его до гостиницы. Он сам увидел нас, поприветствовал, и улетел. Но несколько минут спустя – вернулся и мы пообщались, обменялись адресами. Путешествует в одиночку, проехал уже много чего. Мы повыспрашивали у него про состояние в Жабляке (нет ли снега).  Рассказал нам историю, как ночью у него лиса стащила и загрызла велотуфлю (едва спас!). Веселый парень и очень интересный. Будем общаться! Ну вот, такие интересные встречи и события. Выезжаем и сразу за городом встаем на обед и ремонт. За час успеваем и отремонтироваться и приготовить теплый обед. Пора продолжить путь. Снова начинается дождь. Снова закутываемся в накидки, но все равно мокнем. Остановились передохнуть под навесом для транспорта и хознужд. Рядом отель, но цены – дороговаты. Поедем дальше, может дождь перестанет. Но дождь не перестает, и у нас мелькает мысль, что неплохо бы найти какой-нибудь навес, чтобы не промокнуть насквозь.

В ближайшем населенном пункте – Бела Воде – стучимся в первый попавшийся дом и спрашиваем хозяев об этом. Хозяева – мусульманская семья: бабушка, девушка с месячным ребенком и мама – в инвалидной коляске. Предлагают нам переночевать в старом «холодном» доме. Мы, конечно, с удовольствием соглашаемся. Но сразу в тот дом они нас не отпустили – пригласили в свой новый дом. С очень большим смущением (мокрые, в грязной одежде, вероятно вонючие!) мы входим в дом. А там тепло в просторной столовой-гостиной белые мягкие диваны, на полу ковры, на стенах мусульманские украшения. В гостиной – вся семья: бабушка на диване, мама в инвалидной коляске бойко орудует вокруг дровяной плиты. Сноха (именно она понимала по русски) – я забыла ее имя — качает маленького ребеночка. Да, нас (таких красавцев!) пустили в дом, несмотря на то, что в доме месячный младенец! Малышка – Асья спит в уголочке на диванчике. Иногда малышка не спит, а плачет, и тогда ее качают на специальной качалке — ее мама, или бабушка, или тетя. Несмотря на все эти домашние заботы, они сразу напоили нас кофе. Мы, честно говоря, расплавились от тепла и смущения. Вскоре пришел с работы хозяин – он работает таксистом в Нови-Пазаре. И говорит, что видел нас в городе! Так вот, увидев нас в своем доме (женщины пустили!) он ни словом, ни видом не выразил недовольства. У нас были кое-какие сувениры. Дарим малышке льняную куколку и вязаную (тоже льняную) косыночку. Хотели подарить им черную соль в подарочной упаковке, но не учли, что они мусульмане (а на коробочке была православная церковь!). В общем, соль мы забрали, чтобы не обидеть хозяев. Женщины накрыли стол, пригласили нас на ужин. Собственно, это уже не обсуждалось, а подразумевалось нашим присутствием в доме. Ужин был очень сытным: основное блюдо – это огромная пита (пирог) с зеленью, к нему — перцы всякого вида, сыр, свежий домашний хлеб. Мяса на столе не было (видимо был пост). Но и без мяса ужин был очень вкусным и сытным! Мы объелись! Едва выдержав положенную после ужина паузу, мы дергаемся двинуться к «себе» в дом. Но хозяйка властным движением ставит нас на место: « Сидите, рано!». Телевизор, новости, сериал, фрукты, светская беседа на смеси всех языков. И только когда мы уже начали клевать носом, хозяин отвел нас в дом, девочки принесли одеяла и подушки. Мгновенно усыпаем, едва коснувшись подушек. Еще бы: спим на диванах, в тепле! Удивительно все-таки добрые, простые и сердечные люди – сербы! Такой вот насыщенный на встречи  день у нас случился!

7 день. 26.09. Сьеница – Донье Горачиче – Хисарчик

Пробег – 63 км. Подъем – 1383 м. спуск – 1316 м. Максимальная высота – 1315 м.
С утра встаем пораньше. Завтракаем йогуртом с мюслями. Собираемся и выезжаем, поблагодарив гостеприимных хозяев (в лице бабушки – именно она провожала нас утром). К сожалению, мы постеснялись сфотографировать с нашими радушными хозяевами, так что фоток из этого места у нас нет. Слава Богу, дождя с утра нет, хотя и солнца тоже. Начинается подъем на первый сегодняшний перевал. Через 8 км подъема достигаем высоты 1250 м. Далее – спуск до 1050 м и следующие 20 км идем по верхам – то вверх, то вниз, траверсируя хребты. Приехали в Сьеницу. Небольшой городок, тоже в основном мусульманский. После посещения очередной «Пекары» у Вовы сломалась очередная (опять-таки!) спица. Что за невезение! Опять ищем мастерскую. И находим ее (опять помог один местный велосипедист). Ремонт занял примерно час времени.

Едем дальше – на Преполье. Но не по основной дороге, которая идет через Нова-Варош, а по старой дороге. Она гравийная. Отворотка на гравий после с. Донье Горачище. Сразу после выезда на гравий посетили ферму, где добрые сербы напоили нас кофейком и дали воды на обед. Поднявшись еще немного вверх от фермы, встаем на обед. Впереди у нас подъем на второй сегодняшний перевал, на этот раз – гравийный. Поднимаемся на высоту 1315 м. Затем – 3 км спуска до высоты 1010 м. Уклон на подъем иногда такой, что приходится идти пешком. Собственно, вверх мы на том участке почти везде шли пешком. Иногда и вниз спускаться по камням было страшновато. А вокруг красота! Наша дорога теряется в заросших лесом горных склонах. Выше – открытые остроконечные скалы. Сразу за спуском к реке следует еще один продолжительный подъем (высота 1272 м), и наконец, выезжаем на перевал. Там беседка со столом внутри. Пока мы там отдыхали, подъехала машина. Вышел серб, стал нас расспрашивать откуда. Обрадовался, узнав, что мы русские. Предложил нам пойти посмотреть медведей (!). Мы удивились, но вспомнили, что видели на дороге большую кучу, которую Сережа определил, как медвежью. Неужели, и правда медведи? Да! В этом месте у них организован заповедник по охране редких животных и птиц: медведей, волков и белоголовых сипов. У всех зверей GPS, они их отслеживают, подкармливают.

Наш новый знакомый провел нас к своему брату (он и работает в заповеднике), где у них стоят кормушки и видеокамеры. Хищных птиц там угощают подтухшей говядинкой (обглоданный остов коровы разбросан на полянке). А медведей – кукурузой! Видимо местные медведи полные вегетарианцы, потому что коровятина их не интересует. Там же в защищенной будке – компьютер, куда и пишется видеоматериал. Обаятельные братья показали нам видео 2-3 дневной давности: 2 медведя подходят к кормушке и лакомятся приготовленным им угощением. А потом еще и волки пришли на запах мяса. Мы спросили – не съедят ли нас их подопечные? Они сказали, что вряд ли, но все-таки, посоветовали для ночевки спуститься вниз. Один из братьев оказался велосипедистом, и сказал, что спуститься до Преполья можно за пол-часа. Ну а мы, особо не торопясь, приспустились до высоты 1131 м и там переночевали на огороженной для овец и коров полянке. Где коровам хорошо – там  и нам неплохо!

8 день. 27.09. г. Приеполье – граница Сербии-Черногории – г. Плевля – п. Мияковичи

Пробег - 71 км. Подъем - 1415 м, спуск - 1102 м, максимум – 1285 м.
С утра – быстренько спускаемся в г. Приеполье (до высоты 450 м). Это наш последний Сербский город. На все оставшиеся после обмена местные деньги – динары - мы закупаем продукты (колбасы, мясо, сыры, печеньки). Уже на выезде из города заходим в православную церковь. Там заканчивалась праздничная служба (Успенье пресвятой Богородицы) и шло причастие прихожан. И мы тоже получили причастие, хотя не присутствовали на всей службе и не исповедовались. По православной традиции путники имеют благословение церкви. Поставили свечи. Купили в церковной лавке сувениры, получили в придачу кучу подарков. По местной традиции, после службы прихожане собираются за столом на чашечку кофе. Нас, конечно, тоже пригласили и напоили кофе со вкусняшками. Мы – в очередной раз удивлены и поражены сербским гостеприимством, радушием, их душевностью, простотой и искренностью.

Вскоре от Приеполья начинается 13-километровый подъем до высоты 1285 м с небольшим нырком на перевале.  Перевал обозначен дорожными знаками и имеет название – Jabyka. Без особых трудностей прошли пограничный контроль на государственной границе Сербии-Черногории. Довидзенья, Сербия! Добродошли, Черногория! Прощаемся с легким сердцем: впереди у нас ещё почти половина маршрута. Затем – 10 км спуска в г. Плевля. Городок без особой истории (не путать с болгарским г. Плевна — городом русской боевой славы!).

10-12 км крутим педали без особого набора высоты, а дальше снова подъем к перевалу, который ведет в долину (каньон) реки Тары. Еще 8 км подъема и, чуть-чуть не доехав до начала спуска, останавливаемся на ночлег в еловом лесу.  Готовим ужин, (как всегда на примусе). А для уюта и тепла первый раз в этом походе жжем костер (вечером – это очень актуально, учитывая высоту – 1180 м)!

9 день. 28.09. р. Тара – г. Жабляк – перевал Седло – местечко Suvodo

Пробег – 79 км. Подьем – 1632 м, спуск – 1542 м. Максимальная высота – 1907 м.
С утра – примерно 2,5 км подъема на перевал (добрали 100 м подъема), и выехали на перевал – 1264 м. Далее – 8 км пологого спуска-траверса и в 9:30 начинаем спуск в долину р. Тары. Спуск продолжается 7 км и заканчивается на замечательно красивом ажурном мосту через реку Тару. Местечко называется Мост Джорджевича. Мы здесь уже были в 2013 г. в первом походе по Черногории. Но тогда мы поднимались вверх по каньону Тары, а теперь – въехали на мост с севера, спускаясь со склонов окрестных гор. В первом походе мы тоже планировали пройти перевал Седло, но тогда мы были здесь в конце апреля и на перевале еще не сошел снег. Пришлось ехать другим путем. А должок остался! Вот именно сегодня он у нас по плану. Немного отдохнули, посидели за столиками в кафе, перекусили (второй завтрак никто не отменял!) День у нас сегодня трудный – впереди национальный парк Дурмитор и перевал Седло, его высота 1907 м.

Национальный парк «Дурмитор», созданный в 1952 году,включает в себя горный массив Дурмитор, каньоны рек Тара, Сушица и Драга, а также верхнюю часть плато Комарница. Общая площадь – 390 км². В 1980 году внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В состав национального парка входит каньон реки Тары, длиной 80 км и глубиной до 1300 м. Это первый по величине каньон в Европе и второй в мире, следующий за Гранд-Каньоном в Аризоне, США. На территории горного массива Дурмитор расположена одна из высочайших вершин Черногории – п. Боботов Кук (популярный среди туристов горно-трекинговый маршрут). © Википедия.

Можно сказать, что у нас сегодня королевский этап, так что рассиживать некогда! Начинаем подъем на Жабляк. Погода пасмурная, прохладно, но на подъеме это даже лучше – все равно жарко. Хоть дождя нет! Уже знакомый, иногда довольно крутой подъем, начинается сразу от моста и продолжается около 10 км, затем – 8 км спусков-подъемов по горному плато на высоте 1300-1350 м. И снова 4-5 км подъема к горнолыжному центру Жабляк. Городок небольшой, в основном туристический центр. Строится много гостиниц, ресторанов. Народа в конце сентября уже не много, но сезон все же еще не закрыт, все заведения работают. Мы закупили в центре городка продукты и перекусили в местной пекаре. Подумав немного, отказались от мысли поехать на Черное озеро (холодно, да и времени у нас, как всегда нет – ночевать на перевале не хотелось бы!). Поэтому немного передохнув, мы выезжаем. И начинается долгий 18-километровый подъем на перевал Седло. Чем выше мы поднимаемся, тем меньше видимости. Туман, а точнее облака, частично закрывают виды на окрестные горы. За несколько км до Седла зашли в кафану - на этот раз попили чаю. Чай был из каких-то трав и с медом. Чай мне лично очень помог собрать силы для последнего рывка. Вот и перевал с табличкой «Седло  1907 м».  Видимость на перевале вообще минимальная (метров 50, не больше). Надеясь, что впереди пологое горное плато, а затем долгий спуск, мы приодеваемся (температура наверху всего + 5.5 градусов!).

Спустились до 1700 м и вдруг… снова начался подъем. Психологически это для меня был очень трудный момент: вроде уже настроились на спуск, а дорога опять идет вверх. И конца и края не видно! Но доехали, все-таки.  Вторая голова перевала оказалась всего на несколько метров ниже первой - 1883 м. Любуемся открывающимися видами гор. Красота! Если бы еще облачности не было... Начинаем длинный спуск по горному плато, траверсируя между вершинами. Очень живописные картины! День близился к вечеру и мы нашли себе хорошую стояночку (высота 1266 м), немного не доехав до Пивского водохранилища. Ужинаем и снова жжем костер. Отмечаем перевал! Я ужасно горда собой: я наконец-то проехала этот знаменитый перевал Седло! Он и вправду, оказался непрост!

10 день. 29.09. г. Плужине – г. Никшич – оз. Сланское

Пробег – 80 км. Подъем – 1264 м. Спуск – 1854 м, максимальная высота – 1266 м.
С утра ясно, видимо день будет солнечный. Выезжаем как всегда рано – около 8:30 по московскому времени. Вскоре открывается шикарный вид на Пивское водохранилище. Вода нереально бирюзового цвета. Берега – как будто выдолблены специальным резервуаром в горной породе. Со всех сторон водохранилище обступают горы, вырисовывая  извилистую линию берега, как будто морские фиорды. Очень красиво! Мы просто в восторге от красивых видов! Дорога очень крутым серпантином спускается вниз, проныривая через множество туннелей.

В 9:30 мы спустились в Плужине (675 м). Снова продукты, короткий отдых, и сразу новый подъем. Перевал к г. Никшич на высоте 1180 м. Проезжаем старый православный Пивский монастырь. На спуске – около кафе у селения Ясенево Поле – мы встаем на обед. В первый раз в этом походе стало жарко! Мы пригрелись на солнечной полянке, просушили тент, одежду. Всегда бы так! Разделись (в смысле оделись в майки) и поехали дальше. К 18 часам мы были в г. Никшич. Город большой, но современный и потому посмотреть здесь нечего. Закупив продуктов, едем искать ночевку на Сланском озере. Объезжаем Сланское озеро. Очень интересный вид открылся на озеро и окрестности с дамбы. На озере встать не представлялось возможным (мест для стоянок просто нет), и чуть отъехав от озера, мы встаем на удобной ровной площадке под дорогой (на высоте 660 м).

11 день. 30.09. г. Цетине – Риека Црноевица

Пробег – 80 км.  Подъем – 1200 м, спуск – 1851 м . Максимальная высота – 1064 м.
По традиции ранний выезд – в 8:00. На первых 15 км пути – подъем до высоты 1064 м. Затем, на протяжении почти 40 км  – траверс склона со сменяющимися спусками-подъемами. Горы здесь совсем другие, чем, скажем, в Дурмиторе. Более лесистые, из-за этого кажутся более дикими и дремучими. Но домишки и здесь стоят-ютятся на склонах. Видимо, это дачные дома, куда они приезжают в выходные и в отпуске и что-нибудь выращивают: сливы, яблоки, помидоры, перцы.  Даже в таких горах, где до земли еще добраться надо, сербы пытаются сажать чего-то. День был теплый и солнечный, но в воздухе уже чувствуется начало осени. От этого, а еще от ощущения близкого окончания похода, на душе легкая грусть. С этого момента мне лично не хочется никуда спешить, а наоборот, хочется растягивать и наслаждаться каждым километром пути. Вот замечательная полянка (на которой мы могли бы переночевать). Вот пастух пасет своих овечек и козочек. Около них мы организовали свой 2-й завтрак. Посушили палатку, посушились сами. Поздоровались с пастухом. Спросили у него, нет ли ракии на продажу (а что, а вдруг?). Ракии у него не оказалось, но на кофе он нас приглашал, но мы уж не поехали (дом был в некотором отдалении).

Едем дальше. Сегодня видимость отличная, не устаем любоваться открывающимися видами. Эту местность коснулись лесные пожары, которые бушевали этим летом в Черногории. Местность довольно безлюдная. Машин совсем мало. Достигаем высшей точки перевала – 1064 м. Далее – идем по верхам – то вверх, то вниз. Так едем до второй перевальной точки сегодняшнего маршрута — перекрестка, на котором дорога раздваивается: одна идет на Тиват, другая – на Цетине.  Мы – поедем в Цетине (в Тиват еще рано). От перекрестка начался спуск. И сначала – по отличному новому асфальту. И машин нет! В чем засада – мы вскоре поняли. Дорога не достроена. И при плохой видимости могли влететь со всего лета на толстенный булыган. Хорошо, что всего несколько километров. Город Цетине – это старая столица Черногории. Запомнился он тем, что в нем только 1 длинная улица (по крайней мере нам так показалось).

От Цетина мы едем по направлению на Вирпазар (что на Скадарском озере). Здесь – узенькая горная дорога, но – асфальт. На обочинах дорог появились диковинные для нас деревья: дикий гранат (по размеру иногда вовсе не дикий), инжир (с трудом поняли, что это он),  дырчатые оливковые деревья. И кипарис! Его трудно не заметить, даже если никогда не видел.  Так, разиня рот и глазея по сторонам, довольно быстро спускаемся до населенного пункта Риека Црноевица (его высота 14 м). Стоит он, как понятно по названию – на реке, которая впадает в Скадарское озеро. Он почти исключительно туристический. Сувениры, прокат лодочек всяких мастей (от каяков и гондол до прогулочных теплоходиков). Гостиничка и ресторан над водой, пешеходный мостик, на котором всем надо сфотографироваться. А вода в реке – чистая-чистая, каждый камешек на дне видно.

По красивому и старому автомобильному мосту переезжаем на другую сторону реки и останавливаемся недалеко от речки. Недалеко от нас – на хорошей площадочке на берегу реки – останавливается группа немцев на автомобиле. Темнеет быстро, и мы решаем сходить прогуляться посмотреть городок. У мостика – красота, там кипит ночная жизнь. И мы потусовались немного: полазали по мостику, пофоткались на его фоне, побродили по ночному городку. Всю ночь на деревьях над нами бегали и болтали между собой белки – теперь я знаю, как они разговаривают!

12 день. 01.10. г. Риека Црноевица – г. Вирпазар – г. Сутоморе

Пробег – 34.7 км + 6.5 км (на автомобиле). Подъем – 618 м, пуск – 651 м. Максимальная высота – 241 м. С утра – 23 км до г. Вирпазара. Небольшой подъем (240 м) и далее – спуск с видом на Скадарское озеро.
Скада́рское о́зеро — крупнейшее озеро Балканского полуострова, располагается на территории Черногории и Албании. Площадь водной поверхности озера составляет около 390 км², но может увеличиваться до 530 км² в зимнее половодье.

Где-то посредине спуска, когда вид на озеро был наиболее  живописен, мы остановились на завтрак. Рядом с нами остановилась пара французов, путешествующих на автомобиле. Мы их сфоткали, они нас сфоткали. Посидели на склоне, еще раз полюбовались на виды, и катим вниз – к городку Вирпазар, стоящему на Скадарском озере. Сам спуск – очень крутой серпантин. Едем не слишком спеша, как только можно на спуске. К 12 спустились в Вирпазар. Вирпазар – маленький городок, в основном туристический. Кафе, сувениры (целый рынок), гостиницы, катание на лодках по озеру. Сходили на рынок, купили кое-какие сувениры, зашли в кафе, пообедали. Впереди у нас – спуск к побережью Адриатического моря. Решили спускаться в г. Сутоморе. Туда есть дорога через горы, а есть по туннелю (по описаниям, он длиннющий – 4-х километровый). Зачем-то решили поехать через туннель (официант в кафе сказал, на велосипедах туда пускают). И мы поехали. Еще один небольшой подъем по новому отличному шоссе (почти автострада, но знаков нет, а значит – можем ехать!). Преодолели (уже не первый, конечно, за время того похода) 1.5 км автомобильный туннель. Все-таки, туннель — не очень комфортное место для велосипедистов. Освещение минимальное, автомобильный поток очень интенсивный. Шум такой, что кажется, будто за тобой гонится электричка!

Думали, может это он и есть – длинный туннель. Но нет. Подъезжаем к въезду в тот самый длиннющий туннель на Сутоморе. Он оказывается для автомобилей платный. Специальная дорожная служба на въезде останавливает нас. Нельзя на велосипедах! Что делать? Подождите, говорит нам рабочий, что-нибудь придумаем. И спустя минут 10-15 нашего отдыха у въезда в туннель, один из сотрудников туннельной дорожной службы загружает нас вместе с велосипедами в спец-грузовичок и, мило беседуя о политике и дружбе народов, довозит нас до г. Сутоморе. Денег не берет! Опять (в очередной уже раз) убеждаемся в доброте и бескорыстности Сербов-Черногорцев! Спасибо!

И вот, после  всех наших подъемов-перевалов, мы на море! Сразу почувствовали тепло. Солнце ласково светит, не слишком жарко паля. Заехав в магазин и перекусив фруктами, мы едем на пляж. Неужели вода теплая и мы искупаемся в море? Очень скоро убеждаемся, что – да! Вода очень комфортная, мы купаемся, наслаждаясь солнцем и теплым морем. День уже близится к вечеру, нам надо определиться с местом ночлега. Решаем, что обойдемся без съемного жилья (хотя в то время года его там предостаточно). Ставим палатку рядом с церковью Света Петке, на выгоревшем от летних лесных  пожаров склоне горы. Очень интересное место с видом на город (мы его видим как на ладони, а нас – не видит никто!) Вечером – гуляем по окрестностям, доходим до небольшой закрытой бухты в местечке, которое называется Каменный пляж. Но к вечеру уже прохладно, купаться совсем не хочется, да и темнота не добавляет комфорта. Возвращаемся домой (к палатке) и засыпаем с чувством выполненного долга!

13 день. 02.10. г. Сутоморе – г. Будва. Отдых!

Пробег – 33 км. Подъем – 602 м, спуск – 523 м. Максимальная высота – 193 м.
Весь день светит солнце, мы едем по побережью. Отдых! Еще одна спица ломается у Вовы. Ремонтируемся сами (спицы теперь есть). Останавливаемся на пляже перед Свети Стефаном. Купаемся. Отдыхаем, обедаем. Снова едем. Все-таки погода нас побаловала напоследок ласковыми лучами осеннего солнца. Бархатный сезон! Доезжаем до Будвы, экскурсия в старый город. Рынок, продукты. Останавливаемся в старой крепости сразу за городом. Общаемся с русскими туристами (москвичами, которые забредают в крепость до захода солнца). Вид из крепости – обалденный! Закат, луна, звезды. Романтика!

14 день. 03.10. г. Тиват – Лепетане – Каменари – г. Херцег-Нови – г. Рисан – г. Пераст – Дражин Врт

Пробег – 80 км. Подьем – 652 м, спуск – 696 м. Максимальная высота – 101 м.
Сегодня продолжаем прогулку по побережью Адриатики и Боко-Которской бухты. По старым местам, знакомым нам уже по первому походу по Черногории в 2013 г. Купаемся, отмечаем Сережин День рождения. Осуществляем мечту о морской прогулке: перепавляемся на пароме на другую сторону бухты. Обедаем в уже знакомом нам экспресс-ресторане в г. Зеленика  перед Херцег-Нови. Останавливаемся на ночлег в том же самом месте, что и 4 года назад (с видом на Котор). Подумываем о восхождении на г. Ловчен (на завтра), но отметаем эту мысль (море, отдых, расслабуха делают свое черное дело). Спим под лаврами на берегу моря.

15 день. 04.10. г. Котор – г. Тиват

Пробег – 52 км. Подъем – 646 м, спуск – 661 м. Максимальная высота – 227 м.
С утра – экскурсия в Котор. Старый город там просто потрясающий. Налюбовавшись на эти городские красоты и перекусив в кафе-гриль, выезжаем на свой последний (в этом походе) перевал к Тивату. Преодолели довольно крутенький подъем –до 18% и в 12:45 мы начали спуск к Тивату. Спуск снова очень живописен. Добрались до аэропорта. Заранее присмотрели себе место для ночлега – на пляже за аэропортом (т.к. уже знали, что аэропорт закрывается на ночь). Искупались, пообедали и решили еще прокатиться на другой стороне бухты. Доехали до п. Крашичи, за ним асфальт закончился. Начались какие-то старые военные объекты. У Вовы снова лопнула спица и мы решили, что это знак! Пора домой! Искупались последний раз в море и вернулись к месту предполагаемого ночлега. Но, как всегда в последнюю ночь нас ждали неожиданности: на пляже нам ночевать не разрешили. Облом! И мы вынуждены были уже по темноте искать себе первое попавшееся ровное местечко вблизи от аэропорта. В итоге, спали под фарами проезжающего мимо аэропорта транспорта.

16 день. 05.10. г. Тиват – г. Москва – г. Кострома

Спали плохо, всю ночь «по нам» ездили машины. Но, тем не менее, с утра мы вовремя проснулись, доехали до аэропорта и успешно собрали свои велосипеды к началу регистрации на рейс. Ни велосипеды, ни ручную кладь не взвешивали! Перелет у меня опять был тяжелый: с больной (от недосыпу) головой и с перепадами давления (в Москве в этот день было минимальное атмосферное давление за все время наблюдений). Но, слава Богу, в Москве нас уже ждала заказанная заранее машина. Еще простояв около часа на паспортный контроль, мы получили наши вещи и под проливным дождем выехали в Кострому. Около 20:00 мы были дома. Поход закончился!

7. Выводы и рекомендации

— Маршрут получился интересный, логичный и насыщенный сложностями.
— На наш взгляд, маршрут соответствует третьей категории сложности.
— Маршрут рекомендуем для подготовленных групп.
— Состав ремнабора приводить не вижу целесообразности, т.к. для каждой группы (для каждого велосипеда) он будет свой. В нашем случае, больным местом оказались бракованные спицы на новых (только что поменянных) колесах на велосипеде. В связи с этим, не рекомендуем менять какие-либо важные запчасти велосипеда непосредственно перед походом.
— Медицинская аптечка – практически не потребовалась (если не считать головной боли в самолете). Состав ее был также стандартным.
— Линейный маршрут нам очень понравился,  по возможности попробуем его практиковать и далее.

Смотрите также: