Справка отчета
Костромская областная федерация туризма
Ярославская, Ивановская, Костромская области
Павел Николаевич Осадчук
г. Ярославль — г. Ростов — г. Переславль-Залесский — г. Ростов — г. Тейково — г. Иваново — г. Приволжск — г. Плес — д. Выголово — д. Высоково — с. Светочева гора — с. Сидоровское — с. Густомесово — с. Сухоногово — г. Кострома
г. Ярославль — г. Ростов — г. Переславль-Залесский — с. Поречье-Рыбное — с. Вексицы — с. Лазарцево — с. Крапивново — г. Тейково — г. Иваново — г. Приволжск — г. Плес — д. Выголово — д. Высоково — с. Светочева гора — с. Сидоровское — с. Густомесово — с. Сухоногово — г. Кострома
1. Осадчук Павел Николаевич, Руководитель
2. Чигарев Юрий Андреевич, Зав. хоз., костровой
Содержание отчета
Общее описание
1. Целью похода было посещение Переславля-Залесского и некоторых других исторически значимых городов «Золотого кольца». Сложность первой части похода состояла в том, что надо было преодолеть участок пути с очень интенсивным движением транспорта — магистраль М-8. Ко всему прочему, участок дороги от г. Петровска до г. Переславля-Залесского богат на частые перепады высот. Решено было стартовать из Ярославля, предварительно добравшись до него на электричке. Электричка до Ярославля ходит дважды в день: в 8:26 и в 16:40. Вышли на Московском вокзале, куда мы прибыли в 10:38. Второй технически сложный участок находится в с. Вексицы. Там вообще заканчивается дорога. Мы спешились и пробирались сквозь высокотравье без дороги. Третий сложный участок, который так же, как и в Вексицах, пришлось преодолевать пешком, это расстояние от д. Выголово до д. Высоково. И четвертый трудный участок — это сухоноговская дорога — разбитый асфальт с множеством ям.
2. Задачи. Первое, это посещение намеченных городов «Золотого кольца» за 6 дней. Второе, осмотреть исторически значимые и популярные объекты русской истории и культуры. Третье, получить опыт прохождения маршрутов по главным трассам страны.
3. Во время похода скорректировали маршрут на более оптимальный. Мы просто объехали озеро Неро с другой стороны, тем самым сократив время на прохождение маршрута. К тому же это добавило нам баллов.
Первый день. Ростов
17 июля. 10:40 — Ярославль, старт от Московского вокзала. Проезжая часть с очень интенсивным движением автотранспорта, в том числе тяжелого. Сильный встречный ветер. В 15:00 добрались до стелы на Ростов. До центра города, где сосредоточены достопримечательности, еще 3 км. Объехали весь центр города, увидели кремль и озеро Неро, побывали на сувенирном рынке и Аллее славы. Ближе к вечеру встали на стоянку в километре от города на речке Ишня, вблизи магистрали. Место удобное, есть вода, дрова и ровная площадка. Туда ведет тропа сразу же за мостом направо (место указано на карте). Расстояние от места старта до места стоянки 60 км. Кпк = 0,8. Кпр = 1,6
Второй день. Переславль-Залесский
18 июля. 6:00 подъем. 8:00 начали движение. В г. Петровске пополнили запасы провизии. От Петровска до Переславля особенностью рельефа дороги являлись постоянны перепады высот, что прилично изматывало наши силы. Однако уже около двух часов дня мы были в конечном пункте. Посетили, сначала, музей «Утюга», где нас застал сильный ливень с градом, а затем музей «Чайника». Разбить бивак хотелось на самом берегу Плещеева озера. После дождя дорогу сильно размыло, поэтому до места ночевки около 100 м тащили велосипеды по размытым колеям и лужам. В итоге, нашли знатное место, откуда открывался вид на Никитский монастырь. Всего, от предыдущего места стоянки до нового места ночевки, пройдено 68 км. Кпк = 0,8. Кпр = 1,68. Кнв = 1,1.
Третий день. Поречье
19 июля. 8:00 подъем. В 10:00 начали движение. От Переславля до Петровска снова возвращались с частыми перепадами высот. Уже зная эту особенность рельефа, выбрали удобную тактику езды, в результате чего быстро добрались до Петровска, пополнили запасы провизии и пообедали. В пути немного скорректировали маршрут. Было решено не возвращаться снова в Ростов, а срезать угол со стороны озера Неро через Поречье-Рыбное. Такое изменение маршрута давало нам сразу несколько преимущества.
1. Пропала необходимость делать крюк через Ростов, что экономило время и километры. В итоге ушло опасение, что можем не уложиться в 6 дней.
2. Маршрут стал сложнее технически, что придавало веса категории сложности нашего похода. В итоге нам добавились баллы.
3. Проехали новой дорогой, посетили колокольню Никитского храма и узнали, где находится родник Алеши Поповича. Удивила своей высотой колокольня — «Порецкая башня» – одна из самых высоких колоколен в России, ее высота составляет 94 метра.
До с. Вексицы идет, сначала, гравийная (Кпк = 1,4), а затем грунтовая колейная дорога (Кпк = 1,9). Возле церкви она заканчивается. Далее дороги нет, протаскивали велосипеды через густой, высокий, травяной покров. Так же пришлось преодолеть скрывающийся в траве ручей. Первый раз в этом походе воспользовались компасом. Везли велосипеды до места, где можно ехать, около 300 метров. Далее грунтовая дорога, которая затем перешла в дорогу с гравийным покрытием. Всего 15 километров. На асфальтированную трассу мы выбрались в районе д. Лазарцево (Кпк = 0,9). На ночевку встали близ с. Крапивново. Выяснили, что есть удобное место за селом на речке Туга. В этот день за 10 часов с момента начала движения, мы преодолели расстояние в 128 км!
Четвертый день. Тейково — Иваново — Фурманов
20 июля. 8:00 подъем. 10:00 начали движение. Заехали в г. Тейково, купили провизии. Там есть Вечный огонь, увы, не работающий. Далее, дорога идет до Иваново, почти все время разбитый асфальт (Кпк = 0,9). В Иваново пообедали, прокатились по пр. Ленина и поехали в сторону Приволжска. Не доезжая немного Фурманова, свернули влево в сады и встали на ночевку в красивом месте на берегу водоема. Там постоянно рыбачат рыбаки, поэтому полного уединения не достичь. В этот день мы проехали 89 км. Кпк = 0,8.
Пятый день. Плес
21 июля. 6:00 подъем. 8:00 начали движение. Обеспокоенные новостями о том, что в этот день ожидается ненастная погода мы встали пораньше и попытались уехать как можно дальше при ясной погоде. От самого Фурманова нас догоняла гроза. Догнала в Плесе, там мы укрылись на автостанции. Там же пообедали и подзарядили телефоны. Подождав, пока немного подсохнет, отправились дальше. Впереди предстояло преодолеть трудный участок маршрута, осложненный недавними осадками. Участок этот начинался в д. Выголово и заканчивался в д. Высоково и представлял из себя глубокий, крутой и продолжительный овраг, с тропой для квадроциклов (Кпк = 2,9). Скользкие склоны оврага значительно задерживали наше движение. В итоге, мы приехали в Высоково с сильно забрызганными грязью велосипедами. Протяженность непроезжего участка составила полкилометра. Встали на ночевку на р. Шача — в живописном месте вблизи с. Сидоровское. Там, в рядом находившемся сосняке, обитают цапли, кроме того часто летают в небе хищных птиц, а также рядом в поле пасутся лошади. На противоположном берегу находится ГРЭС. В с. Сидоровское на реставрации находятся два здания: церковь Николая Чудотворца и Покровский храм. Общая протяженность пути в этот день составила 62 км. Кпк = 0,8.
Шестой день. Финиш
22 июля. 10:00 подъем. 12:00 начали движение. В районе ГРЭС свернули на дорогу до с. Густомесово. Начинавшаяся от ГРЭС дорога, имеет ужасное покрытием, асфальт сильно разбит (Кпк = 0,9). Такой участок дороги длится до самой волгореченской трассы, примерно 39 км. Выехав на волгореченскую трассу доехали до мкр. Паново, где финишировали. Общий путь составил 56 км.
Заключение
Мы смогли уложиться в срок благодаря: 1. небольшому изменению маршрута и 2. фактически преодолением за один день километража двух ходовых дней (Переславль-Залесский — с. Крапивново Тейковского района, 128 км). Общая протяженность маршрута составила чистых 461 км, а общая длительность 126 часов.
Расходы
Электричка от мкр. Малышково до Московского вокзала г. Ярославля: 269 р. + багаж 30 р.
Провизия: 1800 р. / чел.
Экскурсии в музеи «Утюга» и «Чайника»: 360 р.
По пути из Ярославля в Переславль-Залесский можно купить у частников, которые стоят на обочине, землянику, чернику и грибы, в основном лисички. Большой стакан земляники стоит в районе 250 р.
Расчет категории сложности
Вычислим категорию трудности для каждого участка маршрута. Она вычисляется по формуле: КТ = Кпр * Кпк * Кнв * Ккр * Кв * СГ
Кпр — коэффициент протяженности препятствия не должен быть больше 1,8.
Кпк — коэффициент покрытия дороги можно определить, перейдя по этой ссылке: velotrex.ancrane.ru/pavements/pavements.html
Кнв — коэффициент набора высоты является суммарным и на равнине обычно принимается за 1, в некоторых случаях его значение может быть больше.
Ккр — коэффициент крутизны на равнине принимается за 1.
Кв — коэффициент высоты на равнине тоже 1.
СГ — средний географический показатель в средней полосе России в благоприятное время принимается также за 1.
Ярославль — Ростов: КТ = 1,6 * 0,8 * 1 * 1 * 1 * 1, КТ = 1,28
Ростов — Переславль: КТ = 1,68 * 0,8 * 1,1 * 1 * 1 * 1, КТ = 1,48
Переславль — Поречье: КТ = 1,65 * 0,8 * 1,1 * 1 * 1, КТ = 1,452
Поречье — Лазарцево: КТ = 1,15 * 1,9 * 1 * 1 * 1, КТ = 2,185
Лазарцево — Иваново: КТ = 1,8 * 0,9 * 1 * 1 * 1, КТ = 1,62
Иваново — Сидоровское: КТ = 1,8 * 0,8 * 1 * 1 * 1, КТ = 1,44
Сидоровское — Сухоногово: КТ = 1,39 * 0,9 * 1 * 1 * 1, КТ = 1,251
Сухоногово — Паново: КТ = 1,15 * 0,8 * 1 * 1 * 1, КТ = 0,92
Итак, получается, что протяженных препятствий, соответствующих 2-ой категории трудности, у нас всего одно. И семь препятствий 1 к.т., но максимальное количество баллов за препятствия 1 к.т. не может быть больше 5. Итого, суммарный показатель трудности S = 7,185.
Интенсивность прохождения маршрута определяется по формуле: I = (Lф * Кэп + ЛП) * Тн / (Тф * Lн)
Lф — фактическое расстояние, у нас оно равно 461 км. Lн — минимальное расстояние, для заявленной 2 к.с. составляет 400 км.
Кэп — коэффициент эквивалентного пробега. Равен сумме коэффициентов отдельных участков дороги умноженных на отношение каждого участка дороги ко всей протяженности маршрута без учета участков, пройденных пешком.
Кэп = Кэп1 * м1 + Кэп2 * м2 + Кэп3 * м3 + Кэп4 * м4 + Кэп5 * м5 + Кэп6 * м6
Кэп = 128 / 460 + 69 / 460 + 1,5 * 128 / 460 + 95 / 460 + 1,5 * 39 / 460 + 15 / 460
Кэп = 0,278 + 0,084 + 0,417 + 0,206 + 0,127 + 0,033
Кэп = 1,145
ЛП — локальные препятствия.
ЛП = 0,5 * 20 + 1 * 3
ЛП = 13
Тф — количество дней, затраченное на весь поход. У нас поход длился 6 дней. Tн — норматив продолжительности похода, для 2 к.с. он составляет 8 дней.
I = (461 * 1,145 + 13) * 8 / (6 * 400)
I = 1,803
А — показатель автономности маршрута. Вычисляется как сумма показателей автономности для каждого участка пути умноженных на коэффициент доли времени в часах, который представляет собой отношение времени, затраченного на прохождение каждого участка пути к общей продолжительности похода в часах. Общая продолжительность нашего похода составляет 126 часов.
А = 0,8 * 7 / 126 + 0,8 * 8 / 126 + 0,8 * 10 / 126 + 0,8 * 8 / 126 + 0,8 * 8 / 126 + 0,8 * 6 / 126
А = 0,044 + 0,050 + 0,063 + 0,050 + 0,050 + 0,032
А = 0,289
Далее, когда найдены все необходимые показатели, можно вычислить балл категории сложности:
КС = S * I * A
КС = 7,185 * 1,803 * 0,289
КС = 3,74
Балл 3,74 по международной классификации соответствует 1 к.с.