Справка отчета
Костромская областная федерация туризма
Костромская и Ивановская области
Павел Николаевич Осадчук
мкр. Караваево — с. Поддубное — д. Гридино — Иконниково (обед) — Макшино — Колшево (ночевка) — Князево — Лобанцево — Емельяново (обед) — Починок — Дорофеево — Фомицино — Лодыгино — Щелыково (ночевка) — г. Заволжск — г. Кинешма (обед) — г. Наволоки — д. Быковка (ночевка) — ур. Избищи — с. Семигорье — Новописцово — г. Старая Вичуга (обед) — Ломы Большие (ночевка) — Горки Чириковы — г. Приволжск — д. Дудкино (обед) — г. Плес — Миловка (ночевка) — Выголово — д. Высоково — Светочева Гора — с. Сидоровское — г. Волгореченски (обед) — с. Густомесово — д. Лунево — с. Сухоногово — Наумово — Тихий уголок — Сельцо — Самсонка — Воронино — Ивакино — мкр. Малышково.
мкр. Караваево — с. Поддубное — д. Гридино — Иконниково — д. Ченцы (обед) — Макшино — Колшево (ночевка) — Князево — Лобанцево — Емельяново — г. Заволжск (обед) — Зубцово — музей Щелыково (ночевка) — Зубцово — г. Заволжск — г. Наволоки (обед) — д. Быковка — ур. Избищи (ночевка) — с. Семигорье — Новописцово — г. Старая Вичуга — Ломы Большие — д. Жеребчиха (обед) — р. Колдомка (ночевка) — Горки Чириковы — г. Приволжск — с. Георгиевское — г. Плес (обед) — Выголово — д. Высоково — Светочева Гора (ночевка) — с. Сидоровское — с. Густомесово — д. Лунево (обед) — с. Сухоногово — Наумово — Тихий уголок — Сельцо — Самсонка — Воронино — Ивакино — мкр. Малышково.
г. Кострома, пр. Мира, 157А
1. Осадчук Павел Николаевич, Руководитель
2. Осадчук Марина Владимировна, Хронометрист
Содержание отчета
Общее описание
Цели:
1. Посещение популярных туристических мест (усадьба Щелыково, г. Плёс), старинных городов и сел (г. Наволоки, г. Старая Вичуга, с. Сидоровское);
2. Изучение непопулярных для автомобилистов и велосипедистов путей сообщения между населёнными пунктами Костромской и Ивановской областей.
3. Совершение похода накануне 70-летней годовщины Победы в ВОВ и посещение памятников, посвященных воинам-освободителям.
Задачи:
1. Повышение спортивного мастерства участников похода;
2. Прохождение запланированного маршрута;
3. Пропаганда здорового образа жизни;
4. Пропаганда спортивного туризма;
5. Пропаганда патриотизма;
6. Оценка выносливости спортсменов.
Поход был посвящен 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне. В населённых пунктах, которые мы проезжали, обращали внимание на старинные, находящиеся на реставрации в данный момент, а также на установленные только в этом году обелиски. Группа состояла из двух представителей ДДТ «Жемчужина». На начало похода руководитель имел опыт пеших походов I, II и III к.с. и горного похода I к.с. Другой участник был без опыта категорийных походов. Поход был сложен своей интенсивностью, т.к. не было запланировано дней отдыха, не смотря на тяжело проходимые участки пути и неблагоприятные условия погоды, в виде сильного бокового ветра и непрекращающегося дождя. Ежедневно участникам было необходимо проезжать не менее 50 – 55 км, в первый и последний день – более 65 км. У одного из участников максимальная дальность пути на велосипеде до этого составляла всего 30 км в день. К тому же, на маршруте, кроме асфальтированных дорог, часто были грунтовые, гравийные, бетонные, а также непроезжие участки дороги общей протяженностью 22,5 км (трудно проходимые проселочные дороги, болото и один брод). Таким образом около 7% всего пути пришлось преодолевать пешим способом. В связи с определенными обстоятельствами амортизация по времени не была заложена в план похода, но, благодаря чему, выявились сильные стороны участников, такие как упорство, хорошая спортивная подготовка и слаженность в действиях. Самыми сложными и труднопроходимыми участками пути стали: дорога от д. Макшино до д. Колшево в месте прохождения границы между Костромской и Ивановской областью, далее грунтовая дорога от г. Наволок до д. Семигорье, а также тропа от д. Выголово до д. Высоково в месте, где проходит граница между Костромской и Ивановской областями.
1 мая
Первый день. 9:50 Кострома, ТРЦ «Коллаж». Ждем третьего участника. К сожалению, у него случились неполадки с велосипедом и он не смог с нами поехать. В итоге отправляемся в путь вдвоем. Нас провожает Сергей Иванович Ольшевский, у которого мы одолжили некоторое снаряжение. В Гридино есть магазин, купили там тушенку и пирожки, которые там же и съели. Дорога до Иконниково хорошая, без горок. В 12:40 остановились на обед в Ченцах. Там тоже есть магазин, докупили продуктов. Далее бетонка. В селе Карабаново асфальтированный участок и красивая действующая церковь. После села снова бетонка. Затем бетонка перешла в гравийку, а после Синцово и вовсе в грунтовку. Начиная от Макшино дорога не проезжая в теплое время года, т.к. имеет глубокие колеи, не проезжие для легковых автомобилей. Этот участок дороги протяженностью 1,5 км, до моста через Покшу, на границе с Ивановской областью. Начиная от моста дорога гравийная, а затем и асфальтированная. Колшево — деревня крупная. Хотели купить еды на завтра, но магазин работает сегодня только до 14:00. Встали на ночевку, проехав метров 200 после Колшево. На карте указано место стоянки, там течет ручей, из которого можно набрать воду.
2 мая
Второй день. 8:20 подъем. От Колшево до самого Заволжска магазинов не было… Очень рассчитывали на магазин в Емельяново (крупная деревня, с остановкой, там интенсивно идёт охота на птиц), планировали там обед. Но там магазинов не оказалось. Ближайший — в с. Воздвиженском или в Заволжске. Решено ехать в Заволжск. Город небольшой, есть магазины, парк. Захотлось заехать в какое-нибудь кафе, нормально полноценно пообедать. Из заведений общепита в Заволжске: кафе «Вишня» (на площади, там, где магазин «Магнит») и «Трактир». Обедали в «Трактире»: по борщу, жаркому, хлебу и +чай/кофе — вышло 500р. за обоих. Еда достаточно вкусная, но сервиса вообще нет. Меню можно даже не брать. Из посетителей – только мы. В Заволжске в 16:00 магазины уже начинают закрываться. Но мы успели купить продукты. По пути в Щелыково стал накрапывать дождик. Обновили дождевики. Дорога прекрасна, всё время вниз. Уже после ворот на Щелыково начинаются горки. Покатались по окрестностям усадьбы. Побывали на Голубом ключике. Встали на стоянку вблизи территории музея.
3 мая
Третий день. 7:30 подъем. Погода прекрасная! Едем мимо сосняка! Асфальт! Ехалось очень легко. В Кинешме мост 2004 г. постройки, новенький, только для автомобилей, тротуара там нет. В Кинешму решили не заезжать, свернули сразу в Наволоки, т.к. не укладывались по срокам. На въезде в город заехали в магазин, купили продукты. Попали под кратковременную грозу. Наволоки нам понравились: красивый город, наверняка курортный, ухоженный, с гладким асфальтом, разноярусный (по спусками и подъемом напомнил Плес). Есть красивый парк, красивые здания местного завода, монумент воинам ВОВ, Дом культуры. Дома частные, 3-5-этажные. Чистенько, красиво, лавочки, заборчики — все ухоженное. Повсюду речная тематика: галеры, волны, якоря. На гербе, тоже галеры изображены. После выезда за Наволоки сначала идёт нормальная грунтовая колея (ехали на велосипедах), потом – грязь вместо колеи, но даже там по началу просматривались следы чужих велосипедных колёс. Далее везли велосипеды по грязи. В лесу – затяжной довольно крутой спуск вниз по разъезженной колее с лужами, очень скользко. После спуска – речка, через которую продолжает идти автомобильная колея, но нам не проехать. Ширина речки около 3 м, глубина около 30-40 см. Перешли в брод. Далее везли велосипеды по грязи и по болоту вдоль размытой колеи. Слышно, как где-то буксирует УАЗ. Дошли до вышки ЛЭП, через 100 м после неё – глубокий овраг выложенный бетонными плитами, далее – снова грязь. По полю идём до следующего большого оврага, тоже выложенного плитами, рядом ручей — это ур. Избищи. Остаёмся тут на ночёвку. Идет мелкий нудный дождь. Дрова рядом есть, натянули тент, развели костер.
4 мая
День четвертый. 6:30 подъем. Завтрак, сборы — все под дождем. 10:30 старт. Буквально через 500 м выехали на хороший гладкий асфальт! Сразу на въезде в Семигорье магазин, небольшой, но с огромным ассортиментом и продуктов, и промтоваров, и канцтоваров. В нём, кроме паштета, есть, пожалуй, всё. Погода – ужасная, но дорога – великолепная.
Тем не менее возникла идея доехать сегодня до Приволжска в целях сокращения километража на последующие 2 дня. Деревня Летяги плавно переходит в Старую Вичугу – небольшой город. Дома в 3-5 этажей и частный сектор, памятники, школа, магазины. Поворот направо на трассу: «Приволжск — 45 км». Проехали первую крытую остановку, решили, что на следующей остановимся на обед. Очень долго пришлось до неё ехать. Дорога в гору, по бокам – поля, всё насквозь продувается, дождь не прекращается. Доехали до крытой остановки – д. Жеребчиха. Перекусили, решили остаться на стоянку поблизости. Прямо за остановкой у дороги – полуразрушенный дом, в котором сохранилась часть стен, крыши и перекрытий. Забрались в этот дом поставили под ним палатку, переоделись, залезли в спальники греться. Согрелись, отдохнули. Решили всё же на ночь ехать в лес, чтобы развести костёр и сготовить еду. Прикинули, сколько ещё нам надо проехать до того места, где река пересекает дорогу в лесополосе – около 7 км. Набрали в доме сухих дров, поехали.
Ехали дольше и дальше запланированного, искали подходящее место для ночлега. Увидели зарю на горизонте — хороший знак — значит, завтра будет солнечно. Нашли место у речки на опушке леса, поужинали в сухомятку хлебом и тушенкой, легли спать.
5 мая
День пятый. 6:00 подъем. Как и ожидалось, небо было ясное! Пока высушили вещи, приготовили завтрак, смазали велосипедные цепи, в около 11:00 только выехали. В Андреевском пофотографировали красивый старый полуразрушенный храм. Доехали до Приволжска, купили продуктов. В Плесе запланирован обед. Посетили Гору Свободы, спустились к центру и доехали до Союз Театральных Деятелей, обратно по набережной, купили копчёного сома, пообедали. У вокзала свернули налево и поехали до Северцево, на перекрёстке едем прямо по гравийке до Выголово, потом по грунтовке до Попково. Далее на нашем пути болото, его надо пересечь, чтобы добраться до дороги, которая идет по полю вдоль кромки леса. Дорога размытая, поэтому плохо проходимая, пересекает границу Ивановской и Костромской областей. Добираемся пешком через лесной участок до д. Высоково уже в сумерках. Там начинается хорошая асфальтированная дорога. Ищем реку, чтобы остановиться на ночевку. После Св. Горы нашли подходящее место для стоянки.
6 мая. Финиш
Шестой день похода. 7:00 подъем. Какие красивейшие виды открываются, начиная с Сидоровского – сочная зелень и блестящие голубые разливы Шачи и Волги, всё это светится на солнце! С погодой повезло. Прямо из Сидоровского прекрасно виден Волгореченск. Всегда асфальт, в районе ГРЭС – участок бетонки. В Лунёво остановились на обед. Заехали в детский оздоровительный лагерь «Электронник». С Сухоноговской трассы около Фатьянки свернули в сторону Тихого уколка. В Тихом уголке немного отдохнули. Далее через Сельцо и Самсонку идёт грунтовка, примерно метров 300 шли пешком. Между Сельцом и Самсонкой есть глубокий овраг. После Самсонки – асфальт. От Ильинского по трассе. В 19:20 проехали табличку «Кострома». Ура! Мы дома! Поход успешно завершен.