Лого Get ready travel
23 сентября с 2019
2624
Печать

Вело-2019. Завражье

Справка отчета

Проводящая организация :

Костромская областная федерация туризма

Место прохождения маршрута :

Костромская и Ивановская области

Руководитель похода :

Павел Николаевич Осадчук

Вид туризма: Велосипедный
Категория : 1 кат. сл.
Расстояние, км: 436
Продолжительность, общая: 6 дней
Ходовых: 6 дней
Даты похода: 15.09.2019 — 20.09.2019
Заявленная нитка маршрута :

г. Кострома — г. Судиславль (ночевка) — пгт. Кадый (ночевка) — с. Завражье (ночевка) — с. Столпино (паром) — г. Кинешма (ночевка) (мост) — п. Гравийный Карьер — с. Красное-на-Волге (паром) — с. Сидоровское (ночевка) — с. Чернопенье — г. Кострома

Пройденная нитка маршрута :

г. Кострома — близ с. Островское (ночевка) — пгт. Кадый (ночевка) — с. Завражье (ночевка) — с. Столпино (паром) — берег Волги близ г. Кинешма (ночевка) — п. Гравийный Карьер (ночевка) — с. Красное-на-Волге (паром) — с. Сидоровское — с. Чернопенье — г. Кострома

Адрес хранения отчета :

г. Кострома, пр-т Мира, 157А

Список группы:

1. Павел Николаевич Осадчук, Руководитель, штурман, фотограф., 1987 г.р.,, вело 1 к.с., руководство, 2 с.т.р.
2. Денис Аркадьевич Евсевьев, Костровой, зав.хоз., повар., 1978 г.р.,, вело пвд

Содержание отчета

Идея и цели похода

Идея похода заключалась в том, чтобы проехать несложный велосипедный маршрут первой категории сложности осенью, в сезон частых дождей и невысокой температуры воздуха. Также преследовались сопутствующие цели. Во-первых, лучше изучить дороги Костромской области и вообще больше узнать о родном крае. Во-вторых, посетить музей Тарковского в Завражье и увидеть своими глазами Горьковское водохранилище. В-третьих, получение опыта осеннего вело похода.

Организация похода

Для защиты велосипедов от сырости предусмотрели тент. Т.к. практически весь маршрут проходил через населенные пункты, то закупались продуктами и водой по ходу движения. Воду покупали по две 1,5-литровых бутылки (всего 3 литра ) два раза в день — этого хватало, чтобы приготовить ужин и завтрак. Воду брать из местных источников не хотелось. Также предусмотрели дождевые чехлы для вело рюкзаков и еще стоит брать с собой смазку для цепи WD-40. Карту необходимо заламинировать. На маршруте предполагалось две паромных переправы. Необходимо учитывать, что паром в Столпихо ходит всего три раза в день: утром, в обед и вечером.

Первый день. 15.08. Стартуем в 08:30, п. Фанерник. — д. Григорцево

Встреча назначена у «Оптовика». Прикрутили мне держатель для воды и стартовали! Первое, что сразу же хочется отметить — прекрасная дорога до самого Кадыя! Новый асфальт как нельзя кстати был положен незадолго до нашего похода. Но есть нюанс — узкая обочина и в целом вся дорога это две нешироких полосы. Неприятно быть на пути у обгоняющих по встречке лихачей. Видели на обочине сбитого зверя, похожего на енотовидную собаку. Удивились, потому что не предполагали, что в наших лесах такие водятся, по крайней мере рядом с Костромой. Пока что нам везет, небо затянуто тучами, но зато сухо.

Судиславль

Благодаря хорошему асфальту, ну и конечно же своей подготовке, к обеду уже были в Судиславле. Каждый автомобилист, въезжая в город, оказывается на холме, с которого прекрасно виден Спасо-Преображенский собор (1758 г.). Там же, в центре, находятся торговые ряды, выглядящие совершенно заброшенными. На их фоне красуется «серебряный» дедушка Ленин. Честно говоря, центр Судиславля хоть и кажется с горы Преображенского собора вполне симпатичным и типично старинным для таких городов, вызывает впечатление убогости. Едем дальше... В 11 километрах от Судиславля находится населенный пункт Сорож. Там есть АЗС и кафе-гостиница «Стрелец» с ярко оранжевым фасадом и большой автостоянкой, рассчитанной на большегрузы. Отсюда хорошо видна доживающая свой век Преображенская церковь в урочище Спас-Пенье.

Ночевка под д. Григорцево

К 5 часам вечера успеваем не напрягаясь доехать до поселка Островское. Наконец-то мой напарник Денис смог найти местного островчанина, который согласился заточить наш топор. Увы, я даже не обратил внимания, что взял с собой тупой, как орудие австралопитека, топор. Заточили его абсолютно бесплатно, но не сильно хорошо. Потом мы свернули на дорогу к деревне Григорцево и, проехав за нее с километр, уперлись в брод, где не оказалось хорошего места для стоянки. Развернули «коней» и поехали обратно. Чисто интуитивно свернули на еле заметную автомобильную колею и через 150 метров уперлись на стоянку над обрывом. Место нам понравилось, здесь и встали. Речка, кстати, называется Даниловка. Очень крутой склон и неудобный для набора воды берег не сильно нас расстроили, т.к. запаслись водой заранее.

Второй день. 16.08. Стартуем в 12:00, д. Григорцево — пгт. Кадый

Звенит будильник, но мы не выходим из палатки, ощущая как капли дождя тарабанят по тенту. Остаемся в спальниках, примерно, до 10 утра. Как только дождь стал почти незаметен, вылезаем и первым делом натягиваем тент над новым местом для костра. Готовим завтрак, осматриваем живописное место ночевки при лучах выглянувшего солнца. Сушим тент от палатки, собираемся и едем дальше. Подъезжая к Кадыю, остановились на отдых у автобусной остановки. На другой стороне дороги, недалеко от нас стояли мужики и продавали бруснику в ведрах. Видимо урожай хороший, потому что таких продавцов даров леса за день видели не в первый раз. Я сфотографировал колоритных мужиков и мы двинулись дальше. При свете дня успели пересечь Кадый и найти место недалеко от моста через реку Вотгать, рядом с пилорамой. Центр город решили осмотреть утром.

Смотреть видео

Третий день. 17.08. Стартуем в 09:15, пгт. Кадый — с. Завражье

Утро было сухим и позволило спокойно позавтракать, собраться и выехать. Как и планировали, поехали взглянуть на церковь Николая Чудотворца в самом центре Кадыя. Также там находятся монументы Славы и, как я понял, братская могила. Почти сразу встретили батюшку, который любезно согласился открыть для нас церковь и рассказать ее историю. Она была построенная в 1811 году, но как и большинство церквей в советское время была закрыта и долго находилась в плачевном состоянии: крыша обвалилась, отсутствовал иконостас и полностью утеряна роспись стен. Была проведена большая работа, чтобы возродить храм. Сначала построили новую крышу, затем восстановили иконостас и алтарь, а потом уже московские мастера бесплатно расписали весь внутренний объем. Батюшка уточнил, что решили расписывать в стиле классицизма, подражая Дионисию (около 1440—1502) — ведущему московскому иконописцу и мастеру фресок конца XV — начала XVI веков. Он считается продолжателем традиций Андрея Рублёва, в его росписи много голубого цвета, что делает храм более светлым внутри.

Завражье

Пообщавшись с батюшкой, выходим и видим, как наши велосипеды мокнут под дождем. Нас уговаривали зайти на чай, но мы отказались. Время поджимало и мы натянув дождевики поехали в сторону Завражья. Переменный дождь шел почти всю дорогу. Во второй половине дня поутих. Дорожное покрытие от Кадыя до Завражья, а потом и до самого парома, оцениваю как плохое. Сначала разбитый асфальт, затем, ближе к поселку, гравийка. Но гравийка не утрамбованная и намокшая от дождя очень вязкая, отчего энергии на педалирование тратиться больше обычного. Долгая езда по такому покрытию сильно утомляет и раздражает, а небольшие подъемы в гору быстро выбивают из сил. Однако, по пути есть небольшие речки, впадающие в Немду и образующие красивые заливы.

Смотреть видео

Все таки, несмотря на утомительное педалирование, мы успели вовремя добраться до поселка и даже до темноты посетить музей Тарковского и Флоренского. Причем здесь Флоренский, и как он связан с Тарковским и вообще Завражьем? — спросите вы. А никак, кроме того, что их выставки находятся в одном здании, но в разных комнатах. Почему так было сделано, я предлагаю узнать вам самим, посетив это место. После музея закупились продуктами и, выехав дальше за село, нашли хорошее место на берегу Горьковского водохранилища. Встали возле деревни Костино в красивом сосняке с ровными площадками и костровищем. Завражье впечатлило меньше, чем ожидали. Может быть сыграло то, что в осеннюю дождливую погоду все сёла выглядят грустно и безжизненно. В самом селе ничего примечательного нет, кроме разве что музея Тарковского и Флоренского и церкви Рождества Пресвятой Богородицы, находящейся на небольшом мысике на берегу водохранилища. Сейчас ее реставрируют и, как видно, работы там не мало. Отсюда можно разглядеть какие-то постройки противоположного берега — наверное города Юрьевца. А вообще в Завражье стоит приезжать летом.

Смотреть видео

Четвертый день. 18.08. Стартуем в 09:20, с. Завражье — берег Волги близ Иванихи

Хмурое утро, тяжелые серые тучи повисли над Горьковским водохранилищем и ветер рвал наш костер в клочья. Встали по будильнику, в 7 утра. У нас с вечера был готов завтрак в виде 4 яиц, колбасы, хлеба и кофе. Собираемся, выезжаем и снова едем по вязкой гравийке 18 километров до села Столпино. Проезжая село Борисоглебское, решили купить воды. Пока Денис ходил в магазин, я успел пообщаться с мимо проходящей бабушкой, местной жительницей, которой 97 лет! На прощание пожелал ей справить 100-летний юбилей. Там же, над речкой Талица возвышается Христорождественская церковь, от которой остались только стены.

Смотреть видео

В Столпино также есть свой храм — большое здание с колоннами — Преображенская церковь. И тоже в плачевном состоянии. Около двух часов ждем паром, т.к. он ходит всего три раза в день. Стоимость переправы для велосипедиста 50 р. Хорошо, что приехали до обеда, иначе ждали бы до вечера, с опасностью не уложиться в график. Дождя нет, сухо. Но вдали над Волгой видим приближающуюся огромную тучу, затянувшую все небо. Думаем про себя: «Только бы успеть переправиться». И вот наконец-то пускают на паром и, как только отчалили, сразу начинается дождь! На ходу, на открытом всем ветрам просторе реки, капли дождя, словно иглы, летящие с бешеной скоростью, разбивались о наши хмурые лица, одежду, грязные велосипеды и рюкзаки...

Смотреть видео

Переправились, дорога асфальтированная, хорошая. Спустя полчаса дождь закончился. Выезжаем к деревне Парфеново. Понимаем, что не успеем доехать до Кинешмы, переехать ее и встать на другом берегу на ночевку. На середине пути снова накрывает туча. Сворачиваем на обочину в специально построенную придорожную беседку. Из нескольких беседок на этой дороге попали в самую дряхлую, где наполовину нет крыши. Развели небольшой костерок прямо в ней и приготовили обед. Кстати, все дни, в каждый обед мы разжигали костер и варили суп. И вот сидим, наполовину под дождем, едим суп, и задумчиво смотрим вдаль, потому что там, в паре километров от нас, светло, тепло и сухо. Выезжать не торопимся. Дождались, пока дождь стал совсем мелким и почти прекратился. Решаем свернуть на Иваниху Большую. Там закупаем продукты и едем еще 4 километра до берега Волги. Там что-то типа пирса, куда на баржах свозят гравий и песок для укладки асфальта. А вообще там всегда были рыбацкие стоянки.

Пятый день. 19.08. Стартуем в 09:30, близ Иванихи — п. Гравийный Карьер

Утром разбудили подъезжающие машины рыбаков. Один дед попросил помощи загрузить его надувную лодку на крышу машины. Завтракаем, собираемся и стартуем при сухой погоде с радостным чувством приближающегося финиша. Едем через Кинешму. Город стал приятно удивлять еще на окраине. Знали только то, что до революции, как и Юрьевец, Кинешма входила в состав Костромской губернии и являлась крупным промышленным городом. После революции, когда создали Ивановскую область, а город Иваново-Вознесенск переименовали в Иваново, Костромскую губернию ликвидировали. Ее земли вошли в состав Ивановской области. Став уездным городом, Кострома начала чахнуть. В итоге, в 1944 году решили создать Костромскую область, а Кострому сделать областным центром, но Кинешма и Юрьевец так и остались в составе Ивановской области. Таким образом, Костромская область много потеряла в экономике по сравнению с бывшей Костромской губернией.

Кинешма

Кинешма оказалась симпатичным, уютным, с длинной набережной городом, как и большинство небольших поволжских городов. Уникальность и особую привлекательность ей придавало историческое расположение центра, который находится на возвышенности и как-бы в кольце из двух речек, впадающих в Волгу. Не буду описывать все достопримечательности, но посоветую посетить город тем, кому интересны задворки. Например, мне захотелось проехать мимо промышленных предприятий и я не пожалел, что сделал это. В основном все они находятся ближе к Волге. Некоторые давно заброшены. Вообще, город интересен своими зданиями, в архитектуре которых читаются разные эпохи: цепляют глаз не только промышленные постройки и красивые церкви, но и муниципальные здания и бюджетные организации, от самобытного вида которых веет советским колоритом. В тоже время город стремится быть современным, он живой, многолюдный, старающийся идти в ногу со временем.

Пригород, мост через Волгу и далее

Ниже несколько фотографии того, что некогда было промышленным потенциалом Кинешмы. Это мукомольный завод и ткацкая фабрика, которые, судя по всему, давно не функционируют. А сколько еще заброшенных заводов и фабрик мы не увидели! Также мы проезжали мимо памятника в виде бронетранспортера РХБЗ, посвященного ликвидаторам аварии на ЧАЭС. Затем я увидел то, о чем писал выше. Первое, мимо чего я не смог проехать — детская поликлиника. Главный вход этого здания выложен из стеклянных «кирпичей»! Я таких уже давно нигде не видел, но здесь они встречаются! Потом встретили еще одно здание с такими «кирпичами». Эти дома выглядят очень лаконично и влюбляют в себя своей аутентичностью. И мукомольный завод и здание ткацкой фабрики с огромными оконными проемами, выглядели хоть и заброшенными и никому ненужным, но по своему красивыми.

После моста почти сразу, не доезжая до развилки на Заволжск, свернули на проселочную дорогу и почти по бездорожью, иногда по бетонке, выбрались на хорошую утрамбованную грунтовку. И далее, практически весь путь до поселка Грав. Карьер, ехали по грунтовке. После деревни Новлянское немного попетляв, иногда чисто интуитивно выбирая дорогу, добрались до Грав. Карьера. Как видно на карте, как-бы мы не петляли, все равно рано или поздно приехали бы в поселок. Не зная где лучше встать, спустились ближе к воде. И нам повезло! Место нашли знатное — выдающаяся песчано-каменная коса с шикарным видом на Плес. Не успели снять велорюкзаки, как лиса украла у нас целую буханку хлеба. Только оглянулись на шорох, увидели, как в метре от нас бесстыжая сует свой нос в пакет с продуктами и, не успев как следует все обнюхать, хватает первое попавшееся в зубы и убегает. Потом еще несколько минут светили фонариками в сторону воришки и ловили отражения хитрых глаз. Мы только посмеялись, ничего не могло испортить нашего приподнятого настроения. Скорее даже наоборот, посчитали за удачу увидеть так близко настоящего хищника. А тем временем, прямо перед нами, на противоположном берегу готовился к отплытию горящий всеми огнями красавец четырехпалубный круизный теплоход. Вместе с ним множеством огней горел и сам Плес.

Шестой день. 20.08. Стартуем в 09:25, п. Гравийный Карьер — г. Кострома

Утро порадовало. Впервые за поход ясная погода и тишина. Такое событие не могло остаться незамеченным для жителей поселка, поэтому не успели мы приготовить завтрак, как приехали рыбаки. Сначала на реке была небольшая рябь, но потом наступил полный штиль, и водная гладь стала как стекло, и пошел пар. Как же это было красиво!

Смотреть видео

Плес

На противоположном берегу можно рассмотреть такие постройки: прямо перед нами у воды Варваринская церковь, над ней на горе Левитана древняя деревянная Воскресенская церковь, привезенная из села Билюково в 1982 году, правее за деревьями можно рассмотреть купола Троицкой церкви, еще правее, на торговой площади красуется каменная Воскресенская церковь и рядом с ней уцелевшая древняя деревянная церковь, а еще дальше можно рассмотреть «Дом Актера». Весь берег Плеса на ладони.

Смотреть видео

Красное-на-Волге, Сидоровское

Позавтракав и собравшись, не без труда забрались наверх и поехали по хорошей асфальтированной дороге. Нам надо было переправиться на пароме в Красном. Проезжая мимо села Прискоково, не могли не обратить внимание на выдающееся здание Рождественской церкви. Потом уже, после похода, ища информацию по этому храму, оказалось, что село интереснее самой церкви. Им владели бояре Годуновы и непосредственно сам царь и великий князь всея Руси — Борис Федорович Годунов. Затем Годуновы передали Прискоково Ипатьевскому монастырю. Еще любопытный факт, на церковном кладбище в Прискоково лежат потомки рода Ивана Сусанина, того самого, который спас Михаила Федоровича Романова от поляков. Сама церковь Рождества Христова была построена в 1838 году на средства купца Ивана Васильевича Маянского. Проработала она до 50-х годов прошлого века. Ее колокольный звон был слышен даже на другом берегу Волги. В 50-х ее закрыли и сделал из нее овощебазу. К сожалению сейчас церковь выглядит плохо, а в самом селе Прискоково ничего не напоминает о его былом величии.

Добравшись до Красного, конечно же не могли не полюбоваться Богоявленской церковью, 1592 г. постройки. Она выполнена в годунском стиле и также, как Рождественская церковь в Прискоково, принадлежала Годуновым. Здесь мы уже порадовались, что единственная в области шатровая церковь расцвела по-новому и обретает новую жизнь. Далее мы отправились к переправе, особо не переживая — паром ходит каждый час. Переправившись заехали в Сидоровское. Там не берегу залива пообедали и поехали дальше. По плану нам надо свернуть в Чернопенье. Там находится красивая церковь святого Николая — покровителя всех путешествующих и плавающих по водам. Село Чернопенье славилось на всю Костромскую губернию лоцманами и капитанами.

Финиш. Кострома

До Чернопенья добрались уже к вечеру. Посмотрели на Николаевскую церковь. Кажется, она не действующая. Обнесена забором, и попасть туда невозможно. Рядом с ней живет ветеран ВОВ, о чем свидетельствовала звезда на доме. Немного погуляв, выехали из Чернопенья уже в сумерках. Красивый и холодный закат сопровождал нас оставшуюся часть пути до Костромы.

Смотрите также: