Справка отчета
Костромская областная федерация туризма
Грузия
Евгений Викторович Никольский
г. Иваново — Вардзия — каньон Вардзия — каньон Тмогви (место аварии каяка) — Хертвиси — Вардзия – Хертвиси – Апниа — Вардзия — каньон Вардзиа — Хертвиси — Вардзиа — Кобулети — Букисцихи — Кобулети — р. Субса — Кобулети — р. Мачахела — Кобулети — Мачахела — Кобулети — р. Кинтриши — Кобулети — р. Кинтриши — Кобульети — р. Бжужа — Мцхета — р. Бжужа (порог) — Мцхета — национальный парк Вашловани – водохранилище — грязевые вулканы — Мцхета — г. Иваново
г. Кострома, пр-т Мира, 157А
Экипаж Hyundai Creta:
1. Никольский Евгений Викторович, Руководитель, фотограф, водитель, капитан К-2-1., 1976 г.р., р. Ак-Алаха – р. Аргут, 6 к.с.
2. Кузнецова Галина Сергеевна, Завхоз, водитель, штурман, матрос К-2-1., 1984 г.р., р. Дзорагет, 4 к.с.
3. Черепанов Александр Павлович, Рем. мастер, водитель, каяк-1., 1979 г.р., р.Белая, р. Б. Зеленчук, р. Аксаут, р. Большая Лаба, Н\К с эл. 6 к.с.
4. Медведев Максим Александрович, Штурман, радист, матрос\капитан К-2-1., 1985 г.р., р. Белая, р. Б. Зеленчук, р. Аксаут, р. Большая Лаба, Н\К с эл. 6 к.с.
Экипаж Kia Ceed:
5. Бабурин Александр Николаевич, Фотограф, водитель, капитан К-2-2., 1984 г.р., р. Белая, р. Б. Зеленчук, р. Аксаут, р. Большая Лаба, Н\К с эл. 6 к.с.
6. Бабурина Татьяна Павловна, Врач, водитель, штурман, матрос К-2-2., 1990 г.р., р. Белая, р. Б. Зеленчук, р. Аксаут, р. Большая Лаба, Н\К с эл. 6 к.с.
7. Люлев Максим Евгеньевич, Видео-оператор, водитель, каяк-2., 1987 г.р., р. Мста, 2 к.с.
8. Смирнов Илья Владимирович, Штурман, радист, DJ, матрос К-2-1., 1994 г.р., Чуя-Катунь, 4 к. с.
Содержание отчета
1.1. Изменения маршрута и их причины
В ходе похода в маршрут вносились неоднократные изменения — это связано с тем, что на границе провели 7 часов (вместо планируемых 2), в реках Терек и Арагви было мало воды, и их категория сложности снизилась до 2, а в р. Аджирискали уровень воды поднялся, и она стала 5 к.с. Кроме того, на маршруте мы связывались с другими группами, улучшая и дополняя наш маршрут.
1.2. Снаряжение
Групповое:
- Катамран — 2
- Каяк — 2
- Палатки — 4
- Топор — 2
- Пила — 1
- Костровое — 1
- Тент групповой — 1
- Вёсла катамаран — 8
- Спасконцы — 4
- Весла каяк — 3
- Газовые горелки — 2
Личное:
- Каска — 8
- Спас жилет — 8
- Гидрокостюм — 8
- Радиостанции — 4
- GPS навигаторы — 4
В качестве GPS-навигаторов использовались смартфоны с установленными программами: «Яндекс. Навигатор», «MAPS.ME», «OsmAnd». Предварительно были скачены карты и GPS-точки для маршрута. Из продуктов был взят самый минимум, достаточный на 2-3 приготовления пищи, в каждую машину был выдан небольшой ящик пирожков. Все остальные продукты покупали на месте, но не больше необходимого на 2-3 дня, кроме того в планы похода входило близкое знакомство с Грузинской кухней. Связь в Грузии обеспечивалась местными сим-картами. Одной сим-карты с 2 ГБ интернета достаточно для того, чтобы 4 человека переписывались в Viber.
2. Дневник похода. Участники
Автомобильный маршрут, 2-я категория сложности. Даты: 27.04.18 – 12.05.18. Протяженность: 6000 км.
Водный маршрут, 3-я категория сложности с элементами 4-ой. Даты: 30.04.18 – 07.05.18. Протяженность: 100 км.
Две группы на двух машинах (Hyundai Creta, KIA Ceed). Все участники похода:
27 апреля. День первый. Иваново
19:50 — Стартуем на своих авто из г. Иваново. Координаты: N56.99719, E40.97139.
28 апреля. День второй
Едем без перерыва, останавливаемся только на АЗС, водители управляют машиной и отдыхают по очереди. 14:30 встали на обед в кафе «Родина» — находится на 1076 км автомагистрали М4 «Дон-2», в 10-ти км от Ростова-на-Дону, координаты: N47.122934, E39.865017. Быстрое обслуживание, доступные цены. Есть Wi-Fi, душ, гостиница. В 15:15 продолжили движение.
29 апреля. День третий
03:00 — заправляемся на АЗС «СтандАрт» — последняя АЗС перед границей с Грузией. 03:30 встали в очередь на границе. 09:50 — въехали на КПП. 11:30 — выехали с КПП Грузии. Прохождение границы заняло 8 часов. Через Крестовый перевал едем в долину реки Арагви. По пути останавливаемся на смотровой площадке «Дружба Народов».
13:50 — останавливаемся в кафе «Dareali» на горнолыжном курорте Гудаури. Знакомство с Грузинской кухней стоит начать здесь. Рекомендую заказать харчо, здесь он самый вкусный в Грузии. Остальные блюда грузинской кухни лучше попробовать в другом месте. Ниже есть банкомат, где можно по выгодному курсу снять деньги.
На реке Арагви низкий уровень воды. В виду того, что категория реки 2, решаем ехать на реку Кура. 23:00 — встаём в кемпинге у пещерного города Вардзия, координаты: N41.377602, E43.279787. Можно встать рядом, есть место для ночлега, но кемпинг имеет преимущество: наши вещи всегда под охраной, мы можем свободно уезжать, не оставляя никого в лагере. В кемпинге и по близости нет дров. Газ купить не где, об этом нужно заботится заранее.
30 апреля. День четвёртый
Собираем суда. В 14:30 экипажи: 1) Никольский Евгений, Медведев Максим; 2) Бабурин Александр, Бабурина Татьяна; каякеры: Люлев Максим, Черепанов Александр стартуют от базового лагеря. Идут со взаимной страховкой и просмотрами с берега. Связь с базовым лагерем поддерживается до входа в каньон Вардзиа. В каньоне Тмогви авария. Люлев Максим перевернулся, его спасли, но каяк накинуло кокпитом на камень и прижало струёй. Попытки вытащить судно, не увенчались успехом. В связи с наступлением темноты (20:30) было принято решение отложить спасательные работы до следующего дня.
1 мая. День пятый
В 09:00 выехали искать каяк. Каяка на месте киля не оказалось. Разведка по берегу не дала результатов. Экипажи: Медведев Максим, Смирнов Илья, Никольский Евгений, Кузнецова Галина и каякер Черепанов Александр идут на поиски каяка. В местах, где река разделяется на 2 или 3 протоки ведущий экипаж Никольского Евгения выбирает протоку, после этого в другую протоку идёт каяк Черепанова Александра, замыкающий катамаран Медведева Максима проходит по протоке по которой не шли предыдущие экипажи. Таким образом осуществляется полный просмотр берегов на наличие каяка. 5 км шли безрезультатно. Во время очередной чалки обсудили вопрос: стоит продолжать поиски дальше или пора прекратить, признав их безрезультативными? Точку поставил руководитель группы Никольский Евгений: «А вдруг каяк забило за поворотом»? Мы пошли и ровно за поворотом между двух камней увидели, как у правого берега прибило каяк Максима. Между больших камней прыгали грузины, рассматривая находку. Узнав, что лодка наша, они ушли. Лодку достали с помощью спас-конца, который закрепили Евгений и Галя, причалив к камню, а Максим и Илья вытащили лодку на берег.
Каяк погрузили на машину. Экипажи пошли до Хертвиси. Там есть удобное место для чалки. Оставшуюся половину дня мы посвятили осмотру достопримечательностей. Посетили крепость Хертвиси, которая находится на месте впадения реки Паравани в р. Кура. Посещение крепости бесплатное, крепость в крепости очень много всего интересного. Рекомендую брать с собой пару обвязок с карабинами и верёвку, чтобы безопасно посетить всю крепость. Максим Медведев и Илья Смирнов смогли пройти сквозь развалившуюся древнюю лестницу к нижним башням крепости, для этого потребовались лишь базовые навыки скалолазания, и соблюдение правил ТБ. По данному пути можно спуститься вниз, к реке Паровани, мы решили так не делать, т.к. нас ждала группа на верху. Поднялись тем же путём. Лучше этот маршрут выполнять со страховкой!
Обедали в кафе. Хорошее кафе с большими порциями, вкусной едой и беседкой над водой находится 60 м ниже моста, сразу же после кемпинга. Ориентир – беседка над водой. Есть удобное место для чалки (беседка находится над уловом). После обеда посетили пещерный город Вардзиа, время работы с 10 до 19 часов, цена билета 7 лари. У входа вам предложат доехать до монастыря на микроавтобусе, этого делать не стоит, подъём небольшой и занимает 5 минут. Прогулка по монастырю занимает 2-3 часа. Т.к. это действующий монастырь, то одеваться следует соответствующе. Ужин в базовом лагере.
2 мая. День шестой
В 09:00 пошли на сплав экипажи: Медведев Максим, Смирнов Илья, Бабурин Александр, Бабурина Татьяна. Шли без разведки, читали с воды. Идя каньон главное не засмотреться на красоты и управлять судном. В 12:30 пошли за сплав экипажи: 1) Никольский Евгений, Кузнецова Галина; 2) Бабурин Александр, Бабурина Татьяна. Каякеры пошли до каньона Вардзиа. В этот день мы могли пройти ещё и 3 заход, но вместо этого отведали Грузинской кухни в кафе, съездили на сероводородные источники, координаты: N41.408553, E43.331465. Посещение источников платное, цена зависит от вас, договаривайтесь, торгуйтесь. Поднялись на машине на перевал, координаты: N41.365339, E43.275826. Оттуда открывается великолепный вид на долину р. Кура. Готовимся к переезду на р. Супса. Разобрали суда, не разбирая раму катамаранов. По минимуму загрузили Hyundai Creta, т.к. им ехать через перевал Годердзи.
3 мая. День седьмой
Перебрасываемся на р. Супса. Подъём в 06:00. В 08:30 стартуем. В п. Акалцихе встаём на завтрак в ресторане «Bistro», координаты: N41.64221, E43.01257. Напротив него находится шиномонтажка. В ресторане кормят вкусно, не дорого и очень большие порции. Рядом купили газовый баллон с горелкой. Очень удобно и функционально. Цена 5 лари, столько же стоит заправка. Минус: в России нет переходников для заправки баллона. Здесь группа разделяется: экипаж Hyundai Creta едет через перевал Годердзи; экипаж Kia Ceed едет в объезд через Боржоми, Кутаиси. Место встречи р. Супса.
По дороге на Боржоми, недалеко от Ацкури по ЛБ реки Кура руины древней крепости, «Slesa Fortress» — название с Гугл карт, в путеводителях её нет, на Яндекс картах не обозначена, координаты: N41.747683, E43.206740. Крепость отлично видно с дороги. С неё открывается отличный вид на долину, рядом есть удобная стоянка, подняться на крепость не составит труда. Прогулка заняла 20 минут. Возле нас остановился грузинский полицейский, поинтересовался не сломалась ли у нас машина, и не нужна ли нам какая-нибудь помощь, мы ответили, что у нас всё в порядке. Полицейский сказал: «Номер полиции 112, если возникнут проблемы, понадобится помощь, звоните, приедем, поможем». Мы были шокированы такой заботой со стороны органов правопорядка.
В районе шести часов вечера, мы (экипаж Kia Ceed) прибыли на р. Супса в районе п. Чохатаури и стали искать место для стоянки. По сообщению от наших друзей из Костромы место для стоянки есть, оно находится у моста через реку Супса. Ориентир — каменный конь. Спустя один километр от Букисцихи закончился асфальт и началась дорога, покрытая щебнем. Мы проехали 17 км по дороге вдоль русла, проехав не один мост, но не нашли коня или любого другого более-менее пригодного места для стоянки. Мы повторно связались с нашими друзьями, они сказали самое важное: в п. Букисцихи необходимо свернуть направо в сторону реки. Приехав на место в сумерках мы увидели коня и само место. Место непригодно для стоянки по причине его нахождения в населённом пункте.
Связавшись с экипажем Hyundai Creta, мы поехали в Кобулети в гостиницу к Сулейко. Т.к. кафе с самыми вкусными хинкалями в Грузии работает до 22:00, экипаж Hyundai Creta прибыв раньше, заказал для нас еду. Ужинали в гостинице. Адрес гостиницы: Аджария, г. Кобулети, ул. Давида Агмашенебели, 231. Телефоны Сулейко: +995599010444; +9955920010444. Гостиница находится в двух минутах от моря, в часе езды от рек: Супса, Бжужа, Мочахела, Кинтриши. Координаты: N41.82783, E41.77624. Гостиница служит неформальным местом сбора водников. Там можно обменяться информацией об уровне воды в реках, о категории сложности того или иного участка. Благодаря этому мы корректировали свой маршрут.
4 мая. День восьмой
За полтора часа доезжаем до р. Супса. Выше п. Букихсцихе под железным навесом собираем суда. Ориентиры места старта: облагороженный источник воды, подвесной мост через р. Супса, железный навес рядом.
Описание р. Супса. Составлено группой:
Супса представляет из себя сплошной порог 3 к.с. протекающий в каньоне. Левый берег местами пологий, но с него невозможна выброска, т.к. отсутствуют дороги и мосты на правый берег. Правый берег обрывистый с редкими деревьям, покрытый травой. Высота склона 30 метров. Река очень узкая (ширина не превышает 20 метров), местами катамаран двойка едва проходит по габаритам, прохождение на К-4 и аналогичных судах невозможно. Река только для К-2 и каяков. Пороги на реке представляют хаотично разбросанные камни, торчащие из воды на 10-100 см. Далее следует слив высотой от 1-1,5 метров, после чего спокойный участок 30-50 метров с уловами. Линия движения читается с воды, местами возможна разведка с берега. Идти стоит на взаимостраховке. Мест, где может кильнуть К-2 достаточно. Спустя 3 км пути будут разбойка, мы прошли по левой протоке, после разбоек будут шиверы 3 к.с. Завершается выход из каньона автомобильным мостом в п. Букихсцихе, справа есть место для чалки и выброски.
Общие рекомендации по организации прохождения р. Супса.
У каждого экипажа должна быть радиосвязь, так же радиосвязь должна быть с машиной сопровождения. С дороги реку не видно из-за деревьев. В случае травм участников прохождения, машина сопровождения их не увидит, никаких ориентиров нет. В связи с этим рекомендуем следующие меры безопасности:
1. Не ходить каякерам без сопровождения катамарана, т.к. мест, где можно получить ушиб или перелом о камни, достаточно, а выбраться на берег для эвакуации почти невозможно.
2. Иметь для эвакуации минимум 50 метров верёвки и усы – этого вполне достаточно, чтобы используя ТГТ безопасно подняться к дороге, используя радиосвязь вызвать машину сопровождения и поднять пострадавшего.
Прохождение нашей группой:
Первый заход, экипажи: 1) Бабурин Александр, Бабурина Татьяна; 2) Медведев Максим, Смирнов Илья; каякеры: Черепанов Александр, Люлев Максим.
Второй заход, экипажи: 1) Никольский Евгений, Кузнецова Галина; 2) Бабурин Александр, Медведев Максим: каякер: Черепанов Александр.
Порядок прохождения: катамаран → каяки → катамаран. Так обеспечивается надёжная страховка. Во время первого прохождения: Максим Люлев ударился локтем о камень, продолжил самостоятельное прохождение, но через 20 минут из-за сильной боли в локте кильнулся и отстрелился. Посадили на раму катамарана Бабурина Александра, Бабуриной Татьяны. Каяк привязали к раме катамарана Медведева Максима, Смирнова Ильи. Александр Черепанов отстрелился от каяка, выбрался на левый берег, каяк спас катамаран 1, катамаран 2 подобрал каякера на левом берегу, был доставлен ближе к катамарану 1 (катамаран 1 встал напротив катамарана 2). С помощью спас-конца каяк был переправлен на левый берег.
Группа продолжила движение. Зачалились в п. Букихсцихе, сразу после моста по правому берегу есть удобное место, с лавочками, мусорным контейнером, туалетом.
Экипажи ушли на второй заход, Татьяна Бабурина в машине сопровождения, Максим Люлев, Смирнов Илья в лагере. Приготовили обед, пошли готовить машину для возвращения в Кобулети. Отошли всего на 50 метров, отвернулись на 5 минут. С другого склона незаметно, без звуков подошли свиньи: свиноматка, боров, 3 поросёнка. Они уронили котелок с супом, и стали есть. Матом и веслом удалось отогнать. Максим съездил в Озургетти за картошкой и тушёнкой. Мы успели приготовить суп до прибытия в лагерь экипажей. По пришествии экипажей провели тренировку по спас-работам. Ужин в кафе в Кобулети.
5 мая. День девятый
В 08:00 завтрак, выезжаем на р. Мачахела. Ориентир старта — древний мост. Координаты старта: N41.50961, E41.
В 11:00 первый заход. Описание р. Мачахела. От N41.50961, E41 до N41.51842, E41.78116. Составлено группой.
Вдоль русла реки идёт дорога. С дороги нужно осмотреть определяющие препятствия: 4 к.с. Первое препятствие начинается через 800-1000 метров после старта, второй порог спустя 300-500 метров после первого порога. Пороги представляют из себя хаотично лежащие камни, после которых идёт слив и мощная бочка. Линия движения с воды не читается, необходима разведка, страховка с левого берега спас-концом. После населённого пункта Аджарисагмарти будет интересная шивера 3 к.с. с валами до 1,5 метров. После шиверы будет удобное место для чалки по правому берегу.
Прохождение нашей группой
— Первый заход, экипажи: 1) Бабурин Александр, Бабурина Татьяна; 2) Никольский Евгений, Медведев Максим; каякер Александр Черепанов пошёл вместе с группой каякеров под руководством Сизова Алексея. Препятствие 2 обнёс, в шивере сломал весло.
— Второй заход, экипажи: 1) Александр, Бабурина Татьяна; 2) Никольский Евгений, Смирнов Илья.
Вечером гуляли по Кобулети.
6 мая. День десятый
08:30 — выехали из Кобулети на р. Кинтриши. Участок: от N41.79259, E41.95531 до N41.80223, E41.89804.
Препятствия на реке Кинтриши представляют из себя хаотично разбросанные камни, и небольшие бочки 3 к.с. Линия движения читается с воды. Рекомендуется идти на взаимостраховке. Место старта находится у ГЭС. В этом месте обрывистые берега. Для безопасного спуска группы и снаряжения используем спас-концы. Место финиша населённый пункт Кохи.
Прохождение нашей группой:
— Первый заход, экипажи: 1) Бабурин Александр, Бабурина Татьяна; 2) Никольский Евгений, Медведев Максим; каякеры: Черепанов Александр, Люлев Максим; каякеры: Черепанов Александр, Люлев Максим.
— Второй заход, экипажи: 1) Никольский Евгений, Кузнецова Галина; 2) Медведев Максим, Смирнов Илья
Во время первого захода Кузнецова Галина и Смирнов Илья на машине доехали до монастыря и храма св. Георгия в 6 км от старта. Координаты: N41.76371, E41.97983. Рядом есть водопад. Переехав по мосту через реку Кинтриши вы остановитесь у въезда в заповедник. Вход бесплатный, но охранник перепишет паспортные данные. Заезжать к монастырю и водопаду стоит только на кроссовере или внедорожнике. Hyundai Creta позволил доехать до монастыря. Во время второго захода Бабурин Александр, Бабурина Татьяна, Черепанов Александр, Люлев Максим поехали гулять по Батуми.
7 мая. День одиннадцатый
Выезжаем на р. Бжужа. Координаты: N41.87887, E42.10752. После разведки было принято решение проходить один порог экипажами: Бабурин Александр, Бабурина Татьяна, Никольский Евгений, Медведев Максим. Порог 4 к.с., в начале порога нагромождение камней, в конце порога слив, струя бьёт на зуб, попадание на который грозит оверкилем. После слива бочка, справа улово, удобное для чалки. Порог проходили со страховкой: катамаран и 3 спас-конца. Встали на ночёвку в городском парке г. Мцхета. Координаты: N41.849833, E44.724291.
8 мая. День двенадцатый
В Мцхете у грузина оставляем сплавное снаряжение. Завтракаем в ресторане «Салобие», координаты: N41.828507, E44.725088. Низкие цены и хорошее меню. Заезжаем в монастырь Джавари, координаты: N41.838567, E44.734033.
Едем в национальный парк Вашловани. На территории парка находятся как лиственные леса, так и лесостепь, степь и полупустыня. По пути заезжаем в город Сигнахи. В городе древняя крепость, можно забраться на башни. Едем в Дедоплисцкаро. В данном населённом пункте нужно получить разрешение на посещение парка по адресу: Николаза Бараташвили, 5. Координаты: N41.46254, E46.10365. При регистрации просят паспорта и оплату входа в парк: 5 лари с человека и столько же с машины. Здесь так же нужно оплатить кемпинг, 5 лари. Стоять вне кемпинга запрещено. Кроме того, в Дедоплисцкаро необходимо купить продукты, пополнить запасы воды и зарегистрироваться у пограничников. В Дедоплисцкаро заходим на винодельню «Goderdzi Gonashvili», координаты: N41.4729732, E46.085429. Хозяин провёл нам экскурсию, рассказал о технологии изготовления вина. Кроме того, по предварительной записи он проводит различные мастер-классы. Контактные данные: goderdzigonashvili@mail.ru, тел.: (+995 5 93)377217. В Дедоплисцкаро заправляемся, после него АЗС не будет.
Пополняем запасы питьевой воды. В Вашловани источников питьевой воды нет. Едем в Орлиное ущелье, координаты: N41.491579, E46.098519. После посещения Орлиного ущелья едем в Медвежье ущелье. Выезжая туда следует учитывать дорогу. Дорога после населённого пункта Касристскали представляет из себя грунтовку, проложенную по очень крутым подъёмам и спускам. После дождя проехать возможно только на специально подготовленном внедорожнике. Из-за дождя мы застряли и встали на ночёвку прямо в поле.
9 мая. День тринадцатый
К 10 часам утра дорога просохла и стала проходима для Hyundai Creta. Решили ехать в 2 захода. Во время первого захода поехал экипаж Kia Ceed вместе с Медведевым Максимом и Кузнецовой Галиной. По пути в Медвежье ущелье видели черепах. В самом Медвежье ущелье мы не нашли место обнаружения останков древнего медведя, но рассмотрели разнообразные формы рельефа, видели черепах, варанов, ласточек и гюрзу. Нужно помнить, что гюрза чрезвычайно опасна и, в случае укуса, есть всего 2 часа, чтобы вколоть сыворотку (она есть в Дедоплисцкаро). В случае укуса нужно звонить в скорую и ехать на встречу к ней. Климат в Медвежьем ущелье жаркий, сухой. В 13:00 вернулись на место стоянки. И экипажи в полном составе поехали к месту встречи: водохранилище «Dalis Mta Reservoir», координаты: N41.298037, E45.882940. Экипаж Hyundai Creta через Медвежье ущелье, а экипаж Kia Ceed через Дедоплисцкаро. Экипаж Kia Ceed по пути посетил горный монастырь на горе святого Илии, там есть не простой, но преодолимый подъём на самую вершину горы к кресту. Координаты: N41.441753, E46.108755. Дорога идёт до самого монастыря.
Приехали на водохранилище. Природа – настоящая саванна, купались и готовили ужин. У экипажа Hyundai Creta в дороге была проблема – пробитое колесо, но рейнджеры помогли. У водохранилища много удобных мест для стоянки, есть дрова.
10 мая. День четырнадцатый
Утром купались в водохранилище. Поехали на грязевые вулканы, координаты: N41.24600, E45.84397. Там нет воды (советую взять с собой). А так же взять пустые бутылки, девушкам очень нравится лечебная грязь. Далее двигаемся по дороге Иормуганло-Тарибана вдоль реки Иори по направлению к населённому пункту Иормуганло. Дорога грунтовая, есть крутые подъёмы и спуски, но в целом в сухую погоду для легкового автомобиля проходимая. За исключением некоторых мест, которые необходимо было объехать.
На погранзаставе потребуют документы. Через реку есть брод, координаты: N41.441101, E45.66602. Если у вас неподготовленная машина даже не пытайтесь там ехать. На нормальную дорогу можно выехать только переехав по мосту, координаты: N41.50574, E45.64455. После этого моста дорога станет лучше. В населённом пункте Ламбало мы наконец-то попали на асфальтированную дорогу. Из Иормуганло поворачиваем на Бадиаури и выезжаем на трассу. Едем в Тбилиси. В Тбилиси заезжаем в торговый центр «Тбилиси мол». Там покупаем вино, также там можно продегустировать. Цены ниже, чем в винодельнях по пути из Дедоплисцкаро. В Мцхете забираем вещи, ужинаем в ресторане «Салобие», ночуем в городском парке, координаты: N41.849833, E44.724291.
11 мая. День пятнадцатый
Выдвинулись в сторону границы. Обедали в Степансминде. Решили подняться на Гергети. Подъём-спуск занимает 2-3 часа. Этого времени у нас не было, поэтому за 70 лари с группы заехали на вершину на внедорожнике Mitsubishi Delica (9 мест). Подняться на вершину можно только на полноприводном внедорожнике 4х4. Нивы туда заезжают. На Гергети красивый вид, есть храм.
Не доезжая километра до границы, у Kia Ceed пробило колесо. У данной машины докатка. Без проблем проскочили границу. Встал вопрос с ремонтом колеса. Во Владикавказе из-за дождя закрывались шиномонтажки. Было принято решение искать работающий шиномотаж по пути, на трассе. Работающий шиномотаж удалось найти только под Нальчиком. 130 км мы ехали со скоростью не выше 70 км/ч.
12 мая. День шестнадцатый
Прибыли в Иваново.
3. Рекомендации
В дороге мы пользовались смартфонами с установленными GPS-программами: «Яндекс. Навигатор», «MAPS.ME», «OsmAnd». Самая простая в обращении оказалась «MAPS.ME», «OsmAnd» отличная, но сложная при обращении. Мы рекомендуем устанавливать их все. 2 навигатора в машине, при сбое в работе одной из программ у вас будет вторая работающая программа.
Наличие в группе 4х раций сильно облегчило коммуникацию в команде. Купленная Грузинская сим-карта полностью покрыла потребности в интернете и связи 4-х человек. В водный поход настоятельно рекомендуем взять пару обвязок, карабины, восьмёрку и верёвку метров 50. Это снаряжение будет востребовано при спускам к рекам, и при посещении некоторых достопримечательностей.
Финансы лучше снимать на месте в банкоматах с карт платёжных систем Master card и Visa. Для подстраховки можно взять наличностью доллары. Ситуацию на реках лучше узнавать у других групп, находящихся в Грузии. Это позволяет оперативно корректировать маршрут под уровень подготовки группы. Купленная в Грузии газовая горелка с баллоном стала нашей единственной плитой в походе. Плюсы: дёшево, быстро, удобно. Минусы: большой вес (в пеший поход не возьмёшь), в России нет переходников для заправки баллона.
Hyundai Creta сожгла больше топлива, чем KIA Ceed, но за счёт того, что Hyundai Creta ездит на бензине 92, а KIA Ceed на бензине 95, то затраты на топливо в Hyundai Creta были значительно ниже. Суммарная стоимость сожжённого топлива в KIA Ceed составила 30 000 рублей. Расходы на поход: бензин 60 000 р., питание, гостиница 8640 р., питание вместе с экскурсиями 51360 р.. Расходы на одного участника 15 000 рублей: 7500 р. — топливо, столько же питание и гостиница, достопримечательности.