Лого Get ready travel
22 июля и 2021
2061
Печать

Солоница

Справка отчета

Проводящая организация :

Костромская областная федерация туризма

Место прохождения маршрута :

Костромская и Ярославская области. Нерехтский, Некрасовский, Костромской районы

Руководитель похода :

Сергей Ольшевский

Вид туризма: Водный
Категория : ПВД
Расстояние, км: 72
Продолжительность, общая: 4 дня
Ходовых: 3 дня
Даты похода: 18.07.2021 — 21.07.2021
Заявленная нитка маршрута :

г. Нерехта — с. Малые соли — рабочий пос. Некрасовское — пос. Паточного завода

Пройденная нитка маршрута :

г. Нерехта — с. Малые соли — рабочий пос. Некрасовское — пос. Паточного завода

Список группы:

1. Ольшевский Сергей Иванович, Руководитель, зав. хоз, фотограф, 1987 г.р., 2 к.с. пеший – руководство.
2. Осадчук Павел Николаевич, Штурман, ответственный за снаряжение, хронометрист, 1987 г.р., 3 к.с. горный – участие, 3 к.с. пеший – участие, 2 к.с. пеший – руководство.

Содержание отчета

Идея и задачи похода

Проезжая по трассе М8 через Малые соли, обратите внимание на живописный разлив реки Солоницы, на ее просторные пойменные берега. Эти места не оставят вас равнодушным, погружая в природу, где можно отдохнуть душой от городской суеты. Солоница, по меркам Костромской области, небольшая, порядка 50–60 км, пригодных для сплава. Саму идею сплава по этой реке породил другой поход — велосипедный. Как-то раз, проезжая Нерехту, мы обратили внимание на чистую и комфортную (как нам показалось) для сплава небольшую речку. Мысль пришла сама собой. Порылись в интернете и, как оказалось, по Солонице довольно часто сплавляются ярославцы. Река удобна тем, что до нее легко добраться на электричке, как из Ярославля, так и из Костромы. Ну, идея идеей, а как же реализация? Далее о задачах похода. Вскоре нашелся повод. Надо было вернуть байдарку в Песочную после другого похода. Мы с Серегой Ольшевским с энтузиазмом восприняли идею доставки байдарки длинным путем. За два-три дня из Нерехты по Солонице, а потом по Волге до поселка Паточного завода. Оттуда до Песочной совсем немного — пара остановок на автобусе, можно пешком или другим транспортом. У меня отпуск, у Сереги безработное познание себя. Погнали!

Аварийные выходы

Вам они вряд ли понадобятся. Река тихая, спокойная и красивая. Но маршрут можно закончить и раньше. Например, в Малых солях в 37 км от Нерехты. Там проходит магистраль М8. Также сойти с маршрута можно в Некрасовском — крупном рабочем поселке в 44 км от Нерехты. Оба населенных пункта находятся в Ярославской области.

Первый день. 18 июля, воскресенье

А на перроне музыка игра... Ой нет, что-то не то. Планировали в субботу, а выезжаем в воскресенье. Едем за неподдельным, самым натуральным и чистым каефом. Поэтому не договариваясь друг с другом решили никуда не торопиться и в общем, как пойдет. Серега примчался ко мне с байдой и рюкзаком в половине четвертого. Сходили в магазин, закупились продуктами, заливным или разливным, уже не помню, и в районе 16:45 ждали электричку на перроне в Малышково. В 16:56 она гостеприимно распахнула свои двери и заперевшись внутрь с байдой и рюкзаками мы уселись в самой середке полупустого вагона. Походная шляпа с широкими полями дополняла мой образ и придавала вид важного туриста, что мне безумно нравилось. Я гордился своим положением, тем что вот так, как в СССР большинство туристов добиралось до места. Отпуск, середина лета, жаркое солнце, теплый воздух, байдарка, электричка, рюкзаки и шляпа — я завидовал сам себе.

Нерехта

В электричке Серега вспомнил, что оказывается в Нерехте живет старый друг и что у него даже есть его номер. Вызваниваем Евгения — друга Сереги и оказывается, что тот готов бросить свои дела ради нас. Что ж, мы рады, я больше за то, что доберемся до места старта на машине — все получится быстрее, успеем собрать байдарку до темноты. А вот не тут-то было. Старые друзья не спешили расставаться. Евгений свозил нас на реку Нерехту, которая оказалась несплавной, потом в центр города, затем к монастырю, а еще к красивой церкви, у которой кладбище больше напоминало парк с цветами. И потом уже отвез к месту ночевки за ж/д мост. Там мы посидели еще чуть-чуть, и еще чуть-чуть, а потом и еще чуть-чуть, что в итоге Евгений расстался с нами только в 11 вечера. Не беда, мы ж никуда не торопимся и соберем байдарку утром.

Второй день. 19 июля, понедельник

Первый ходовой день мы проспали, собственно как и последующие два. Идти до реки от лагеря довольно далеко. Поэтому и байдарку решили собирать на берегу. Выбрали место под автомобильным мостом. Просторно, тенек, безлюдно и хороший спуск. Опыт сборки уже был, поэтому управились не за 3 часа, как в прошлый раз, а в два раза быстрее. Как звучит, но надо понимать, что это аж 1,5 часа, Карл! В итоге стартовали ровно в час дня.

Как же здорово ощущать скольжение по зеркальной поверхности реки, как погружается весло в безмятежную водную гладь и наблюдать, как проносятся мимо поля кувшинок и отражаются солнечные зайчики. Плывешь и понимаешь, что пьешь чашу, полную счастья. Забегу вперед и скажу, что так было два дня из трех, что мы сплавлялись. Иногда приходилось продираться через кувшинки или обходить их стороной. Вплоть да начала населенки, т.е. весь первый день пути, хороших выходов на берег было мало. И каждый мы использовали по максимум, чтобы размяться и искупаться. Ища место для полдника, доплыли до берега с хорошим выходом и трамплином для прыжков в воду. Чрезвычайно обрадовавшись такому подарку, я не мог удержаться и скинув труселя побежал навстречу бездне. Уехать оттуда было кране сложно. Теплая вода омута снова и снова манила к себе. Чувство времени потерялось в безмятежных водах Солоницы. Но, провести 20 лет, как Одиссей на острове, в наши планы не входило. Собрались и двинулись дальше. В 8 вечера замаячил удобный выход. Наверху оказалось костровище, нарубленные березовые дрова и ровная площадка под палатку. В первый день мы осилили всего 23 км.

Третий день. 20 июля, вторник

В 9 утра Серега скомандовал: «Пора вставать!», и мы поспали еще часик. Это сказалось на времени выхода. Мы снова никуда не торопились и вышли ровно в 12 часов дня. В это время у меня зазвонил будильник, пришлось достать телефон и сделать фотки. Большие белые кучевые облака медленно плыли над нами, мы сами плыли не быстрее их, а река то и дело покрывалась рябью. Утро было облачным и ветренным. Так продолжалось до 2-х часов дня. За километр от начала населенки наткнулись на прекрасную стоянку. Выход достаточно крутой, но тропа очень четко прослеживается. На широкой поляне, окруженной соснами были мангальное место, стол с лавками и перекладинами для навеса. Пришлось делать перекус. Дальше по реке уже виднелись фонарные столбы одного из элитных участков. Поговаривают, что это резиденция тренера хоккейного клуба «Локомотив».

Чем ближе к селу Малые соли, тем больше застройки по берегам. И река стала в три раза шире и практически исчезли кувшинковые заторы. Часто встречаются стояночные места с хорошими входами на берег. Подходя к селу заметили шикарную пристань для рыбацких лодок. И так же, как в прошлый раз нам было сложно уехать оттуда. Теплая вода реки так и манила занырнуть в нее снова и снова.

Сильно не успеваем к запланированному месту стоянки. Надо поднажать. Проносимся под автомобильным мостом в Малых солях. Цель — рабочий поселок Некрасовское. Ближе к устью Солоница уже сильно шире. По ее краям разливаются широкие пойменные берега и озера, а по левому борту даже встречаются дубравные рощи. Но не стоит на них «вестись». Как только вы ступите на берег такой рощи, вас тут же атакуют тучи голодных комаров. Солнце близится к закату, на воде полный штиль. Спустя какое-то время входим в пределы Некрасовского. Людей почти нет, по берегам поселка полный покой и умиротворение. Думаем о том, что сегодня прекрасный вечер для созерцания. Делам остановку у старой солеварни. Серега остается следит за вещами, а я бегу к «Магниту» за продуктами, попутно не забыв заскочить в «Баварский бочонок». Отплывая думаем о том, что не придется ли обносить понтонный мост. Глядим, нет, не придется — в этой конструкции продуман проход для малых судов, вместимостью от 1 до 4 пассажиров. Успешно преодолев последнее препятствием тараканим к устью. Наконец вот оно, время десятый час, впереди матушка Волга, а нам пора искать место для стоянки. Есть хорошие выходы, но я уговариваю Серегу пройти дальше. И зря! Лучше вставать в устье, т.к. там меньше мусора и людей. Идем вдоль берега Волги, смотрим выходы, но везде люди. Так прошли с километр и только приткнулись к берегу. Время 10 часов вечера. Прошли в этот день 27 км.

Четвертый день. 21 июля, среда, почти как морские волки

В заключительный день похода ударить в грязь лицом не хотелось, т.к. обещал потратить на ходовую часть два, максимум три дня. Поэтому встали относительно рано. Ночью было уже довольно прохладно, около 12 градусов. Впервые за поход надели кофты. Осматриваем берег, неприятно поражает количество мусора. Площадки загажены и сильно утоптаны. Например, на том месте, где мы стояли, на дереве висел забытый плед, между деревьями намотана леска с привязанными ошметками от воздушных шариков, чуть поодаль прямо у воды свален в кучу мусор, в кустах в паре метрах отхожие места. Идя по Волге наблюдали, как на берег заезжали по 3-4 машины, ставили огромные шатры, мангалы, столики, стулья, огромные пакеты с едой. Все было красиво, чинно, благородно и с размахом. Только вот после таких компаний остается выжженная земля. Удручающее зрелище. Это была ложка дегтя в таком прекрасном походе.

Стартуем в 11-ом часу. Сильной жары не ощущается. Быстро дошли до Красного Профинтерна. Высадились прямо напротив, где было еще больше мусора, да еще и спиленная живая береза. Долго задерживаться не стали. Только отошли от берега, как замечаем по левому борту темную, синюю, угрожающую дождем массу. На позитиве, типа «Волга не пустит» работаем веслами дальше. Почти безмятежно идем по волнам, с любопытством рассматривая часто проходящие круизные корабли и баржи. Внезапно начинается самый настоящий шторм. Дождя нет, но сильный штормовой ветер поднимает такие волны, что становится не по себе. Не имея опыта как действовать в таких ситуациях, мы смело гребем вперед до первого звоночка «а не пора ли к берегу». И вот прозвонило — нам в байдарку хлынула вода. Действуем по ситуации. Резко позиционируем байдарку перпендикулярно волнам и кормой быстро гребем к берегу. Встаем под деревьями и высаживаемся на мель, порадовавшись тому, что нас не сильно затопило. Спустя полчаса шторм закончился не пролив и капли дождя. Идем дальше. По глупости отплываем далеко от берега и ощущаем, что волны все еще довольно высокие. Вода неспокойная, нас периодически качает. Тут мы заметили, что между берегом и палями кувшинок вода намного спокойнее. Видимо кувшинки и водоросли сглаживают волны, делая их более плавными и не опасными. Свернули туда и теперь идем близко к берегу. Таким образом к шести часам вечера дошли до финиша — поселка Паточного завода. И только высадились, как начался мелкий дождь. Пришлось натягивать тент и ждать... Ближе к семи вечера дождь прекратился. Мы собрали насквозь мокрую байдарку и отправились на остановку. Я отправился домой, а Серега завершил начатое дело.

Выводы и рекомендации

Солоница пригодна для сплава, я бы даже рекомендовал ее для семейных походов. Автомобильный мост в Нерехте отличное место для старта, а Малые соли для завершения. Получится два прекрасных ненапряженных дня. Если собираетесь выходить на Волгу обязательно надевайте спас-жилеты. Ни в коем случае не залезайте на буи, это грозит сломанными веслами, мокрой одеждой и потерянной электроникой. В худшем случае переворачиванием байдарки и потерей всего снаряжения. В жару мажьтесь солнцезащитным кремом и надевайте головные уборы. Можно взять средства от комаров, слепней и клещей. Приятного отдыха!

Смотрите также: