Лого Get ready travel
17 января я 2019
2572
Печать

Фанские горы. Большое Алло

Справка отчета

Проводящая организация :

Костромская областная федерация туризма

Место прохождения маршрута :

Таджикистан. Памиро-Алай. Фанские горы. Район Зеравшанского хребта

Руководитель похода :

Александр Николаевич Софронов

Вид туризма: Пеший
Категория : 3 кат. сл.
Расстояние, км: 163
Продолжительность, общая: 12 дней
Ходовых: 11 дней
Даты похода: 21.07.2014 — 03.08.2014
Заявленная нитка маршрута :

а/л «Вертикаль-Алаудин» — пер. Лаудан — оз. Куликалон — пер. Темиртау — оз. Дюшаха — пер. Дюшаха (Алаудинский) — оз. Пиала — оз. Мутное — пер. Чимтарга — оз. Большое Алло — оз. Малое Алло — пер. Агмат — пер. Акибивору — пер. Конинукра. — пос. Негнот

Пройденная нитка маршрута :

а/л «Вертикаль-Алаудин» — пер. Лаудан — оз. Куликалон — оз. Дюшаха — пер. Тимертау (рад.) — пер. Дюшаха (Алаудинский) — оз. близ оз. Пиала — оз. Мутное — пер. Чимтарга — оз. Большое Алло — оз. Малое Алло — пер. Агмат — пер. Акибивору — пер. Конинукра — пос. Негнот

Адрес хранения отчета :

г. Кострома, пр-т Мира, 157А

Список группы:

1. Софронов Александр Николаевич,, Руководитель, рем. мастер.
2. Калугина Ольга Николаевна,, Штурман, завхоз по питанию.
3. Чернышова Василина Олеговна,, Медик, хронометрист.
4. Осадчук Павел Николаевич,, Завхоз по снаряжению, фотограф.

Содержание отчета

1.1. Общая смысловая идея похода

Поход спланирован таким образом, чтобы посетить Куликалонские озера и окружающие их перевалы (первый круг), плюс второй круг к озеру Большое Алло, проходящий по долине реки Зиндон. Маршрут планировалось пройти без горного снаряжения: кошек, ледорубов, веревок и прочего, поэтому пришлось отказаться от перевалов выше 1Б категории сложности. В начале похода запланировано малое кольцо на три дня с оставлением заброски на турбазе «Вертикаль-Алаудин» с последующим возвращением к ней. В большом кольце также была запланирована небольшая радиальная заброска недалеко от реки Арчимайдон. Данный маршрут дает возможность посетить природные памятники: горное озеро Куликалон и прилегающие к нему озера Дюшаха и Мутное, долину реки Зиндон, высокогорные пастбища. Кроме этого, позволяет познакомиться с бытом коренного населения.

1.2. Варианты подъезда и отъезда

Район путешествия частично удобен в плане подъездов. Упорные таксисты и местные жители готовы отвезти куда угодно. С рейсовыми автобусами проблема — их заменяют частные такси и настоящие ослики. Цены на проезд даны в конце отчёта. Аварийный выход может быть организован по долине р. Зиндон к поселку Хуморигунт.

1.3. Изменения маршрута и их причины

Перевал Темиртау (1А по каталогу) мы прошли радиально. Перевал камнеопасен, уклон выше 60 градусов, прохождение требует командной страховки.

2. Техническое описание

Маршрут линейный. Проходится без специального снаряжения. Часто тропа на перевал — это осыпь довольно мелкого гравия. Особенно осыпной — перевал Чимтарга. Необходимо иметь удобную треккинговую обувь, с хорошей подошвой, типа Вибрам. Обязательно наличие головного убора с защитой для глаз, а также нанесение солнцезащитного крема. Обязательно наличие аптечки с необходимым набором препаратов. Не стоит употреблять немытые абрикосы и алычу и запивать их холодной водой из родников. В качестве дополнительного набора микроэлементов для паек участников похода, можно купить орехи на рынке в Худжанде. Т.к. в Таджикистане обильно произрастают абрикосы и алыча, то из ядер косточек этих плодов таджики научились производить всевозможные сладости разных видов и форм. Рынок Худжанда — это самая настоящая достопримечательность!

Прибытие в Худжанд

22 июля. На поезде прибыли в Москву, вылет из аэропорта во Внуково. Летели с пересадкой в Оренбурге. Ждать пересадку пришлось долго, поэтому по очереди успели съездить в город. Когда началась посадка в Оренбурге заморосил дождь, погода совсем испортилась, да так, что натянули на себя свитера и переодели шорты на штаны. А когда приземлились в Худжанде, капитан самолета объявил, что за бортом +30. Был десятый час вечера и уже совсем темно. Персонал аэропорта встретил нас душевно. Мы сразу поняли, что русских здесь любят. Один из охранников без очереди провел через терминал, чему мы были очень рады, т.к. успели заметить, что понятия очереди у душевного населения этой замечательной страны нет. Между тем, на нас гурьбой «напали» таксисты и наперебой предлагали свои услуги. Вообще, в ходе путешествия сложилось впечатление, что в Таджикистане хорошо зарабатывают таксисты, продавцы, пастухи и инспектора дорожной полиции. Последним все равно — пристегнут ты или нет (в Худжанде реально не знают для чего нужны ремни безопасности и зачем нужны светофоры), но если остановили — 30 сомони будь добр выложи. Да не важно за что, просто так повелось.

С трудом отбившись от приставучих таксистов, пошли от них подальше, делая вид, что знаем куда идем и что нас уже ждут. Отойдя подальше от аэропорта, примерно, в 23:00 расположились на ночевку в парке. Ночи теплые, расчехлили только спальники.

Заброска до а/л «Вертикаль-Алаудин»

23 июля. Руководитель и штурман договорились с местным таксистом Абдулой, что он довезет нас, сначала до магазина и рынка в Худжанде, а затем до альплагеря. Также Абдула отвез в пункт регистрации иностранных граждан (полиция), где мы сфотографировались и посетили врача (сдавали обязательный анализ крови на ВИЧ). Это все мы сделали в поселке Айни. Кстати, дороги там платные (цены в приложении). К сожалению, Абдула на своей Toyta RAW 4x4 так и не довез до альплагеря. Машина не выдерживала нагрузок при подъеме в гору — датчик масла постоянно давал о себе знать. Пришлось высадиться прямо на дороге. С одной стороны стена, с другой обрыв. Надо сказать, что мы нисколько не расстроились, потому что у нас с собой был большой арбуз и дыня. Сев прямо на обочине, мы не спеша съели сладкий арбуз. Буквально сразу же остановился таджик на Ниве. К слову сказать, это самый популярный автомобиль в тех местах. На своей старушке он с ветерком домчал нас до самых ворот альплагеря. Заночевали рядом, получив разрешение у руководителя. Разожгли костер, что в принципе на территории заповедника делать не рекомендуется, особенно если нет сухих дров и жжешь живой можжевельник. За этим следят лесники и могу оштрафовать. Также, в ходе дальнейшего продвижения по маршруту узнали, что ночевки в некоторых местах, я назову их «оазисами», уже второй год платные и деньги собирают все те же лесники (цены в конце в приложении).

Первый день активной части похода. А/л «Вертикаль-Алаудин» — пер. Лаудан (1А) — оз. Куликалон

24 июля. Утром, пока мы распределяли продукты на заброску, нас едва не оштрафовал лесник. В костре оказалась живая ветка дерева. Нашего руководителя сфотографировали и обещали повесить фото на доску нарушителей (где эта доска мы не знаем). Лесник также сфотографировал «место преступления» и спросил дальнейший путь, пообещав встретить нас вновь. День выдался жарким и сухим. Шли извилистой тропой по травянисто-щебневому склону. По пути встретили двух местных жителей, везущих груз иностранцам на Куликалонские озера на ослах. Было интересно поболтать с ними. Оказалось их нанял довезти свои вещи 68-летний американец. На наш вопрос, насколько легко давались Фанские перевалы дедушке из Америки, нам ответили: «Всем бы так бегать по горам в его возрасте!» Старший из таджиков показал траву «уштурсанг», которая помогает излечить простуду и больной желудок. На перевале встретили группу французов: двух парней и двух девушек. Они несли с собой только тару с питьевой водой. Иностранцы опасаются пить воду из родников, хотя, по мнению некоторых участников похода, чище и вкуснее воды, чем в Фанских горах, они не пили. Мы попросили сфотографировать нас. С перевала открывается вид на райский уголок — оазис с озерами, где вода невообразимого синего цвета. Во время спуска, рядом с тропой, нашли родник. Вообще, несмотря на некоторые опасения, в Фанах воды достаточно, на всем пути проблем с этим не возникло ни разу.

И вот они — озера в живописной долине, похожей на сказку. Спустившись, узнали, что стоянка у озера платная. Ночёвка запланирована на Куликалоне — самом большом озере в долине. Нам предлагали и ночлег, и угощали абрикосами и лукуном (желтая слива). Смогли договориться на более низкую цену. Вода в озере Куликалон, как и в других озерах здесь, очень чистая и очень холодная, почти ледяная. В них есть рыба. Вдоль берега на одной стороне озера Куликалон курумник и полно дров — по пути на стоянку набрали с запасом. Местные пасут скот вдоль берега. Нашли ровное, но слегка загаженное коровами место, пришлось немного расчистить.

Перевал Лаудан 1А, 3457 м. Пройдено 15 км.

Второй день. Оз. Куликалон — пер. Темиртау (1А, обошли радиально) — оз. Дюшаха

25 июля. Погода солнечная и теплая. Идем на перевал Тимертау. Впрочем, вчера опрашивали местных пастухов и туристов, они советовали пройти немного иным путем, левее. Но мы рискнули. Шли по каменистой дороге. У взлета лежал клочек снега с весенней лавины. Перевал оказался сыпуч и камнеопасен. Под сыпухой лед. Подняться сумели (во время подъема один из участников сломал треккинговую палку), а вот спуститься с другой стороны не смогли. Перевал имеет сложность выше заявленной. Уклон больше 60 градусов. Прохождение перевала требовало командной страховки. Со стороны озера Дюшаха, там, где мы поднялись, сбросы. Решено было возвращаться. Обратно спускались с опорой на палку, съезжая по сыпухе. Перевал оказался для нас настолько трудным, что внизу, на клочке снега, вытоптали : «Ура, спустились!» В итоге обогнули гору по долине и вышли с другой стороны перевала. Долина оказалась сказочно красивой. Изогнутые деревья, среди которых протекали кристально чистые ручьи и стояли маленькие озера, обросшие сочной травой — все это выглядело очень привлекательно. Природа как в восточной сказке. Зашли к местным, купили у них парного молока. Пока ждали продукцию и ели вкусный местный кефир, нам рассказывали про местный быт, а именно про изготовление мыла. Его делают из травы «ишкор», которая здесь в избытке. Затем, по тропе через лес вышли на стоянку к озеру Дюшаха, напротив ледника Мария. Готовили в этот раз на примусе.

Перевал Темиртау (радиально) 1А, 3640 м. Далее тропа через лес до оз. Дюшаха. Всего 12 км.

Третий день. Оз. Дюшаха — оз. Пиала

26 июля. Следующий перевал назывался Алаудин. Мы рано встали и, не мешкая, быстро поднялись на него. По пути видели команду альпинистов, взбиравшихся по стенке одной из скал. За перевалом была еще одна живописная долина, с не менее прекрасными озерами. Играя речными перекатами и изгибаясь в каменных волунах своей яркой зеленью, она уходила вниз, к альплагерю «Вертикаль-Алаудин», где мы оставили заброску. Эта долина была полна людьми, например, таджиками, угощавшими у себя в чайхане чаем и самсой, а также множеством туристов из России и других стран.

Здесь группа разделилась. Мужчины, переложив свои вещи в рюкзаки девушек, пошли за заброской в альплагерь, а девушки выдвинулись к озеру Пиала на стоянку. Девушкам пришлось мужчин ждать долго. Так вышло, что мужчины проскочили мимо альплагеря и намотали в два раза больше расстояние: «Прошли ниже альплагеря, что даже не увидели его. Карту с собой не взяли, т.к. посчитали, что идти не далеко и уж точно не думали, что проскочим мимо. Уже потом, пройдя приличное расстояние вышли на красивую долине с красивой рекой. У склона горы увидели небольшой поселок и остановились отдохнуть. Рядом бегали дети, с ними удалось поговорить, т.к. им любопытно посмотреть на туристов, а нам на них. Огромный пес выбежала и громка залаял, не решаясь прыгнуть в быстрый поток реки. Вечером, разыскав таки заброску, возвращались уже в темноте. Поднимались вдоль извилистых и многочисленных потоков ледниковой воды и маленьких озерков. На одной из полян большая отдыхающая группа туристов, около 30-40 человек, веселилась возле большого костра. Проходя мимо них, я обратился к своему руководителю: «Верно иностранцы, по-русски не разумеют», на что в ответ от одного из «иностранцев» мы услышали: «Вы куда на ночь глядя, мужики?» :) Нас на мгновение накрыло ощущение того, насколько эти места могут оказаться родными. А вообще, прогуляться стоило, т.к. увидели, как живет население Таджикистана в горах, какие у них дома и пр.».

На маршруте мы встречали много туристов из России, например, была группа из Екатеринбурга. Также мы купили баллон газа у русских туристов, когда стояли на озере Пиала.

Ночевка на 3000 м., озеро Пиала. Перевал Алаудин, 1А, 3721 м. Радиальный выход за заброской 10 км. Всего: 19 км.

Четвертый день. Оз Пиала — Мутные озера — стоянки

27 июля. Утром нам надо было добраться до, так называемого, Мутного озера. Там проходила дорога к нашей главной цели — перевалу Чимтарга (~4800 м). Мутное озеро было грязно-песочного цвета — вода, стекая с горных вершин, вымывает известняк, который и окрашивает воду в озере в такой цвет. После обеда на Мутном озере, обошли его справа п.х.д. и преодолели вброд два ручья (ширина 2 м, глубина 30 см). Замученные переходами по курумнику и сыпухе, в сумерках встали на ночевку на стоянках на высоте 4200 м. Здесь уже кое-где лежал снег. На голых камнях поставили палатку и приготовили ужин. Впереди самая главный цель похода — перевал Чимтарга.

В этот день: тропа по курумнику, тропа по осыпи. Ледник под снегом 1 км. Прошли 12 км.

Пятый день. Стоянки — пер. Чимтарга (1Б, 4800 м) — оз. Большое Алло

28 июля. Утро началось сразу с восхождения на Чимтаргу. Дорога на перевал далась не легко. Погода постоянно менялась. Чем выше поднимались, тем сильнее дул холодный ветер и чаще шел снег. Постепенно, несмотря на акклиматизацию, ощущались симптомы «горняжки». Рюкзак стал тяжелее, начинала болеть голова. Взбираясь по щебенке казалось, что делаешь шаг, а съезжаешь назад на два. Сделали 2-3 привала. И когда уже, наконец, оказались на этом грандиозном перевале, то не стали долго задерживаться, быстро сфотографировались и, не засиживаясь, рванули вниз. Съезжать по сыпухе намного проще, надо просто приноровиться. Симптомы горняжки придавливали к земле, голова раскалывалась — только бы спустится до безопасного места! Добравшись до относительно ровной площадки, все повалились прямо на камни. Обедать решили тоже здесь, благо рядом был ручей. Некоторым участникам пришлось выпить таблетку. Итак, в общем-то, самый сложный перевал нашего похода был успешно преодолен!

Дальше дорога шла через восхитительные долины по руслу реки Правый Зиндон к озеру Большое Алло. Там была намечена днёвка. Увидев Большое Алло просто ахнули. Большое, ярко выделяющееся своим невообразимо глубоким синим цветом, оно походило на драгоценный камень сапфир, зажатый среди гор. Не переставая восхищаться, встали недалеко от воды на прекрасных стоянках.

В этот день трижды преодолели по камням ручьи 1 метр ширины, совершили траверс осыпного склона и проход по крупному курумнику. Расстояние: 14 км.

Шестой день. Днёвка. Большое Алло

29 июля. Дневка, чистимся, стираемся, чинимся. Искупались... Возможно из-за этого нас три дня потом преследовали тучки, поливая мелким переменным дождем. Вот так, не стоит купаться в диких местах в неизвестных водоемах. Рядом с нами стояли туристы из Москвы. После себя они оставили пакет с продуктами. В нем оказалось много вкусного — наконец-то какое-то разнообразие в еде, чему очень порадовались.

Вечером предыдущего дня видели как отара овец с пастухом спустились со склонов гор к озеру. Пастух не сгонял отару к самой воде, а остался чуть выше. Мы решили сходить к нему и угостить рисом с говяжьей тушенкой. Поднявшись, увидели большой казан с кусками мяса. Пастух с благодарностью принял нашу еду, а в замен выбрал кусок чего-то из казана. На мясо не очень было похоже. Ел его только Паша, в следствие чего был назван «гастрономическим авантюристом». Также пастух дал с собой полторашку какого-то кисло-молочного напитка. Спустившись в свой лагерь, почти никто из нас не решился все это попробовать. Пастух был довольно старый, но еще не совсем забыл русский язык. Он рассказал, что в молодости служил в рядах Красной Армии. Вообще старое мужское население Фанских гор вполне хорошо знает русский язык.

Седьмой день. Оз. Большое Алло — стоянка под пер. Агмат

30 июля. Мелкий дождь. Подход под перевал Агмат. От Большого Алло надо было дойти до Малого Алло, путь к которому проходил по крупному курумнику, там есть маркировка турами и желтыми метками, а также много стоянок. После Малого Алло стоянок долго не будет. Это озеро полностью высохло и его дно находилось среди громады валунов, образованной в результате обрушения скал. Обойдя высохшее озеро, шли дальше по извилистым горным тропинкам среди стланника и мелкого кустарника. Нам оставалось преодолеть два перевала, высота обоих около 3500 м. Кое-где аборигены зазывали к себе: «Иди чай кушать» — в надежде что-то заработать. В этих местах люди живут бедно. Однажды проходя небольшое селение, местный таджик настоятельно пригласил к себе, угостил лепешкой, от денег отказался, но мы дали ему что-то из продуктов. Мужчинам таджикам интереснее взять контакты — адрес, телефон — т.к. практически все здоровое мужское население Таджикистана старается уехать на заработки в Россию и другие страны.

Часто видели осликов, одиноко гулявших по склонам, но и не редко местных жителей, передвигающихся верхом на этих животных. Очень удобный транспорт на узеньких тропинках с крутыми склонами. Узнали, что пастухи не круглый год живут в горах, а на зиму спускаются в большие поселки.

При движении вверх по реке Амшут оставили заброску. Тропа по травянистому склону. Многократно пересекли по камням реку Амшут: 3 раза по 2 метра, два раза по 4 метра, 2 раза по 6 метров. Стоянка на скотоводческом урочище, следов стоянки нет. Расстояние: 21 км.

Восьмой день. Пер. Агмат — р. Амшут

31 июля. Начали подъем, примерно, в 1 км от перевала, уклоняясь к западу. Достигли хребта западнее вершины, 3592 м. Подъем травянисто-осыпной, до 60 градусов. Далее двигались на запад 1 км по хребту в поисках безопасного спуска в долину реки Арчимайдон. Спуск по травянисто-осыпному склону в урочище Новодонак, уклон до 45 градусов. Пересекли вброд 3 рукава реки Сарымат шириной по 5 метров. Далее, движение вдоль реки Арчимайдон до ее впадения в реку Амшут (Зиндон).

Заметили кое-где, что для орошения собственных участков, у таджиков проложены каналы и водопроводы для транспортировки воды из рек. В Фанах деревья и сочная мягкая трава растут только там, где есть вода. Свои частные «оазисы» таджики огораживают длинными заборами, сложенными из камней. В одном из поселков мы видели целую улицу, огороженную с обоих сторон каменной кладкой в человеческий рост.

Радиальный выход за заброской 3 км. Весь путь 15 км.

Девятый день

1 августа. До обеда двигались по дороге до поселка Вору (2100 м). В поселке очень много абрикосовых деревьев, ешь-не-хочу. Проходя мимо одного участка, увидели, что нас зазывают к себе местные жители. Это были женщины с ребятишками. Мы зашли, они угостили нас чаем. Пытались общаться, но к сожалению женское население плохо знает русский язык. Мужчины, уезжая на заработки, оставляют своих жен и детей дома. Как смогли на языке жестов пообщались, попрощались и пошли дальше. Далее подъем по травянистому склону вдоль реки. Местами проход по руслу по камням. Дважды пересекли реку шириной 2 метра по камням.

Солнечно. Прошли 14 км.

Десятый день. Пер. Акибивору

2 августа. День ВДВ. Полудневка — один из участников получил расстройство желудка. Местные сказали, что нельзя запивать абрикосы ледниковой водой. Но, скорее всего, это банальная передозировка немытыми фруктами (алыча, абрикосы), коих растет везде в Фанах в больших количествах. Дело в том, что из-за слухов, боясь, что могут возникнуть проблемы с медикаментами на границе, в нашей аптечке напрочь отсутствовали все лекарства от отравления, что конечно же было нашей ошибкой. Приезжая в такую страну, как Таджикистан, где легко можно съесть что-то незнакомое из пищи (часто, в антисанитарных условиях), всегда необходимо брать с собой несколько разных видов лекарств для пищеварения!

Вышли после обеда. Стоянок нет, стоим на склонах. Перевал Акибивору, 1А, 3510 м — перевал не отличается опасными подъемами и трудными переходами. Травянисто-осыпной склон. Спустились к урочищу Луоба. Траверс осыпного склона. Пересекли ручей шириной 2 метра по камням. Прошли в этот день 10 км.

Одиннадцатый день

3 августа. Спустившись, побывали в каменоломнях и сфотографировались с местными ребятами.

В этот день: траверс склона до пер. Конинукра, н\к 3110 м. — последний, пятый перевал, травянисто-осыпной. Прошли быстро. На нем оказалось два тура, один из них с человеческий рост. Далее спуск к реке Негнот, ширина, примерно, 2 м. Пересекли ее 5 раз по камням. Прошли 10 км.

Двенадцатый день. Финиш в пос. Зерифшор

4 августа. В этот день был только спуск, поход заканчивался и мы спешили в поселок Зерифшор. В послке Негнот оказался доктор. Он подарил много разных лекарств: Мезим, Фестал, Панкреатин, а также для солевого баланса Регидрон. Это было весьма кстати. Приятный врач рассказал, что 90% мужского населения уезжает в Россию на заработки, что без этого семью здесь не прокормить. Поэтому таджики с таким радушием относятся к русским. И еще вспоминал Сталина и СССР. Из Негнота доехал на авто с местным жителем, который хотел на нас заработать, хотя вначале сказал, что довезет бесплатно. Дали ему 15 сомони.

В этот день прошли 8 км.

3. Потенциально опасные участки на маршруте

Потенциально опасными явились участки маршрута с осыпью. Особенно перевалы Темиртау и Чимтарга. Глубоких рек на нашем пути не было.

4. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

В целом, маршрут пройден запланировано. Продукты рассчитаны в избытке, даже делились с местным населением, снаряжение подобрано и подготовлено к походу правильно. Осталось много газа — половина от взятого, т.к. во многих местах, где по описанию дров не должно было быть, на самом деле мы добывали их в виде кустарников. Хворост там, кстати, собирать нельзя — по закону надо купить лицензию. Тем более нельзя рубить деревья. Их там мало и таджики их берегут. Лицензия дорогая и она на все лето – для пастухов. Но конечно сами пастухи не против, чтоб мы приготовили на костре. Да и лесники за малую плату закроют глаза. А то и так подарят. С водой проблем не было вопреки ожиданиям: вода в озерах и реках чистая и вкусная, часто встречаются родники. Радовало обилие спелых абрикосов, войлочной вишни и алычи. Также видели дерево грана, все усыпанное еще не совсем спелыми плодами.

5. Дополнительная информация

В поселке Негнот отличный доктор. Поставил капельницу бесплатно и еще подарил лекарства. Там же нам предлагали самую хорошую цену за проезд до Худжанда – по 70 сомони. Мы понадеялись на рейсовый автобус и доехали в итоге за 15 сомони до неизвестного поселка, предположительно Даштиказы, где переночевали у местной жительницы, гостеприимной Наргиз в большом доме. На следующий день (5 августа) мы пришли на предполагаемое место остановки рейсового автобуса в надежде уехать. Но не дождались автобуса — поддались уговорам частного извозчика и уехали с ним в Худжанд за 300 сомони. Посетили базар, где получили замечание от полилиции относительно нашего внешнего вида, подверглись проверке регистрации и были отпущены. Ночевали вполне комфортно в черте города на берегу великой реки Сырдарьи в зарослях камыша. Вечером нас одолели комары, в Таджикистане они очень мелкие. Посетили прекрасный парк фонтанов. В парке очень чисто. Мусор таджики кидают прямо в фонтаны. Причем и нам предлагали – видимо так оказывают гостеприимство.

От базара до автовокзала Абрещин проезд на маршрутках №11 и №15 стоит 1 сомони. Далее за 5 сомони (когда наберется маршрутка, примерно часам к 8) маршрутка до Бустона №389 (с 6 утра посадка, ехать 30 минут) и далее до Ойбека частник за 4 сомони с человека. В маршрутку набирают очень много народу, потому что у таджиков много детей, а с детей денег не берут. Через границу пешком.

Таджикская граница проходится очень легко. Узбекская же с Божьей помощью. Досмотр, заполнение декларации. Очереди нет, народу ходит мало. От границы за 2100 рублей – 30$ такси до пригорода Ташкента, города Чирчика. Затем на электричке по 1700 сум = 20 рублей до станции «Солар» — метро. Метро 1000 сум = 12 рублей. Всё дешевле, чем в Таджикистане. Пересадка на станции Пахтакор на Узбекскую линию до станции Ташкентская. В 21:00 поезд до Самарканда: 22000 сум — общий вагон; 36000 сум — плацкарт. В плацкарте все пристойно. В общем мест нету – таджики занимают все пространство и быстро начинают спать. И еще там тараканы.

Средняя пенсия в Узбекистане 500 сум. Килограмм мяса 25 сум. Узбеки ушлые и норовят обмануть. Даже в железнодорожной кассе сдачу сильно округляют. К тому же самые мелкие деньги – 1000 сум и 500 сум. Таким образом 800 сум из таких денег составить невозможно, а именно столько стоит проезд в автобусе.

Еще нужно отметить богатство базара. Все нарядное, выпечка очень красивая и вкусная. Самса 1000-2000 сум. До рынка Чарсу в Ташкенте автобус №11 от аэропорта. От ж\д до аэропорта автобус №40 по 1000 сум. В аэропорт Ташкента пускают только за час до самолёта, и все это время тщательно проверяют вдоль и поперек, многократные рамки, личный досмотр, декларации. В самолете чувствуешь себя в совершенной безопасности – 100% никаких террористов.

6. Расходы

1. Поезд Кострома-Москва — 900 р. * 4 чел.
2. До аэтопорта в Домодедово — 480 р.
3. Самолет Москва-Худжанд — 4500 р. * 4 чел.
4. Продукты — 6459 р.
5. Регистрация — 95 сомони = 1330 р. * 4 чел.
6. Инспектору за нарушение ПДД — 70 сомони = 980 р. * 4 чел.
7. Фото за 4-х — 24 сомони = 336 р.
8. Медосмотр бесплатно! (Все процедуры, в том числе анализ на СПИД в поселке Айни)
9. В заповеднике Куликалон егерю после долгой торговли — 200 р.
10. За осла 1 час тащил 1 рюкзак – пачку Бонд
11. Оставить заброску в а/л — 1 шоколадка + 1 пачку печенья
12. Проезд Худжанд-Алаудин (не доехали немного) — 6000 р.
13. Далее автомобиль Нива — 350 р.
14. Газ у встречных туристов — 500 р.
15. В заповеднике Алаудин егерю — 210 р. (выписал квитанцию).
16. Подвезли до поселка — 15 сомони = 210 р. Хотя когда мы к нему садились, говорил, что бесплатно довезет.
17. Такси до Худжанда — 300 сомони = 4200 р.
18. Маршрутка до автовокзала — 1 сомони * 8 = 112 р. (4 чел. + 4 багаж)
19. Маршрутка до Бустона — 5 сомони = 70 р. * 4 чел.
20. Такси до Ойбека — 16 сомони = 224 р.
21. Такси до Чирчика — 2100 р.

Ташкент:
1. Электричка до метро («Солар») — 1700 сум = 20 р. * 4 чел.
2. Метро — 1000 сум = 12 р. * 4 чел.
3. Поезд до Самарканда — 22000 сум общий вагон + 36000 * 3 сум плацкарт
4. Автобус — 1000 сум = 7 р. * 8
5. Экскурсия Регистан — 16 сум = 200 р. * 2 чел.
6. Поезд до Ташкента, общий вагон (в реальности в тамбуре) — 21000 сум = 154 р. * 4 чел.
7. Автобус — 1000 сум = 7 р. * 8
8. Самолет Ташкент-Москва — 7500 р. * 4 чел.
9. От Домодедово до Москвы — 50 р. * 4 чел.
10. Москва метро — 25 р. * 4 чел.
11. Трансфер Москва-Ярославль — 900 р. * 4 чел.
12. Такси Ярославль-Кострома — 200 р. * 4 чел.

Некоторые цены в Таджикистане (Худжанд):
1. Арбуз — 10 сомони
2. Дыня — 6-15 сомони
3. Тюбетейки — 5-10 сомони
4. Щербет — 10 сомони
5. Урюк — 26 сомони
6. Подарочные наборы сухофрукт — 10-12 сомони
7. Помидоры — 1,4 сомони
8. Яблоки — 3 сомони
9. Лепешка — 3 сомони
10. Инжир — 15 сомони = 210 р. (в Анапе 250 р.)

Некоторые цены в Узбекистане (Самарканд, Ташкент):
1. Магнитик — 2000-4000 сум
2. Активированный уголь — 500 сум = 3,5 р.
3. Туалет — 300-500 сум
4. Самса — 1500 сум
5. Шампунь разовый — 200 сум
6. Вода — 1000 сум
7. Пирожки — 1000 сум

Смотрите также: