Три церкви, которые не закрыли
Количество рабочих росло за счет крестьян, уходивших на заработки в город. Однако жизнь этих людей не была легкой. Одни жили с семьями в тесных бараках, другие прямо в цехах мануфактур. Фабриканты не особо стремились выполнять договорные условия. В результате, в 1905 году прошел первый революционный митинг рабочих льняных мануфактур. Надо полагать, что советскую власть фабричные районы города приняли хорошо. В 20-х годах прошлого века начались репрессии в отношении церкви. Стали отбирать здания религиозного назначения. Храмы превращали в зернохранилища, заводские цеха, школы для рабочей молодежи или клубы, иные взрывали. Не так много церквей сохранили свой статус к началу сороковых годов. Этот процесс остановился с приходом войны. Некоторые храмы возобновили службы. Однажды я услышал, что всего три православных церкви в Костроме продолжали службы на протяжении всего советского периода. Что же это за церкви?
Спасо-Запрудненская церковь
Через эту церковь традиционно двигался крестный ход из Ипатьевского монастыря в город. По преданию, когда еще на этом месте был лес, князь Василий Квашня (по другим данным Василий Ярославич, младший брат Александра Невского), нашел здесь костромскую святыню – Феодоровскую икону Божией Матери. В результате был основан Спасо-Запрудненский монастырь. В 1764 г. его упразднили и обратили в приходской храм. В то время кладбище при нем было главным местом погребения представителей ведущих купеческих родов Костромы – Дурыгиных, Солодовниковых, Стригалевых.
С конца 19 века здесь хоронили главных фабрикантов города. Например, Андрея Алексеевича Зотова (1803–1868) – основавшего в 1859 г. льнопрядильную фабрику «Товарищества братьев Зотовых» (в советское время – фабрика «Искра Октября») и его преемника и наследника Владимира Андреевича Зотова (1836–1908). Также К.Я. Кашина (1826–1880) – одного из основателей и многолетнего директора Большой Костромской льняной мануфактуры, его сына и преемника Н.К. Кашина (1858–1905); и И.С. Михина (1816–1896) – в 1854 г. основавшего льнопрядильную Михинскую фабрику (в советское время – фабрика «Знамя труда»). Андрей Алексеевич Зотов являлся главным покровителем Спасо-Запрудненской церкви, его фабрика находилась ближе всех к ней.
После революции, Спасо-Запрудненская церковь оставалась действующей. Два раза областная партийная газета сообщала, что церковь ликвидирована. Колокола сняли, многие надгробья на церковном погосте разрушили. А 29 апреля 1941 г. Костромской горисполком вынес решение, приуроченное к 1 мая, о закрытии Спасо-Запрудненской церкви, гласившее: «Запрудненскую церковь, как молитвенное здание, ликвидировать и передать фабрике им. Молотова для культурно-бытовых нужд рабочих». Решение горисполкома подлежало утверждению Ярославским облисполкомом. Однако, 22 июня 1941 г. началась война и рассмотрение решения было отложено. Оно так и осталось на бумаге. Во время Великой Отечественной войны в Спасо-Запрудненской церкви шли службы о победе нашего оружия и совершались панихиды по павшим.
Церковь Александра и Антонины в Селище
Новоселки или Новое Селище, а сейчас просто Селище вошло в состав Костромы в 1932 году. В стародавние времена Новоселки являлись вотчиной боярина И.М. Глинского. По преданию, князь Глинский с беременной супругой проезжал по своим владениям, и в Новоселках женщина разрешилась двумя младенцами — мальчиком и девочкой, впоследствии нареченными Александром и Антониной в честь святых мучеников Александра и Антонины Римских. В память об этом событии князь Глинский воздвиг деревянную Александро-Антониновскую церковь. В 1786 появился новый каменный храм, построенный на средства местных помещиков: генерал-майора Александра Филипповича Мошкова, поручика Василия Даниловича Каблукова, Параскевы Степановны Поливановой. Главной фигурой среди них был генерал А.Ф. Мошков, владевший усадьбой в Малышково, которую получил в приданое за женой.
Интересный факт, в 1609 году здесь стоял отряд литовского шляхтича Александра Лисовского, бывшего на службе у Лжедмитрия второго. Отряд Лисовского должен был деблокировать сторонников Лжедмитрия, запертых в Ипатьевском монастыре. Дело в том, что в октябре 1608 года архимандрит Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений, отправились в Тушино и принесли присягу Лжедмитрию второму и патриарху Филарету. На тот момент патриарх Филарет — отец первого русского царя из рода Романовых — находился в ополоне у Лжедмитрия, как «родственник» и вынужден был играть роль «нареченного патриарха». Ремарка: Борис Годунов, опасаясь конкуренции, насильно постриг Фёдора Никитича Романова (отца Михаила Федоровича и будущего патриарха Филарета) и его жену Ксению Шестову в монахи и сослал в Антониево-Сийский монастырь под именами Филарета и Марфы. В феврале 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевский монастырь. Через два месяца прибыло войско воеводы Давыда Жеребцова, присланное тогдашним царем Василием Шуйским на помощь костромичам. В мае Лисовский внезапным набегом попытался снять осаду, но не смог и отошел. Костромичи во главе с воеводой смогли освободить монастырь от тушинцев через несколько месяцев. С осени 1612 года в Ипатьевском монастыре жили юный Михаил Романов со своей матерью Ксенией Ивановной Шестовой. Через год, в 1613 году в Новоселках останавливалось Великое посольство Земского собора накануне «уламывания» Михаила на царство. После этого Новоселки стали расти, и образовавшееся село стало именоваться Новое Селище, а затем — просто Селище.
В тридцатые и последующие годы предпринимались попытки закрыть церковь, но благодаря трудам священника Иоанна Костина, служившего в Селище на протяжении четырех десятилетий, этого не произошло. Иоанн Костин умер в 1971 году в возрасте 81 года. Александро-Антониновская церковь и церковь Спаса на Запрудне очень похожи внешне. Говорят, что так сделано не спроста. Оба храма расположены на противоположных берегах Волги, друг напротив друга, являя собой своеобразные ворота для проплывающих через Кострому судов. Возможно, так и впрямь было задумано.
Церковь Иоанна Златоуста
Красивая старинная церковь на улице Лавровской. Малиновый звон ее колоколов растекался по всем дворам и подворотням центральной части города. И в мою комнату он тоже проникал. Вставая утром с постели я шел к окну и видел зеленые купола и колокольню, откуда звонарь так искусно извлекал музыку. Каждый раз я надеялся разглядеть его, но церковь находилась слишком далеко. Мне представлялось бородатое лицо и длинные одеяния мужчины в черном. Он как музыкант-художник взмахивал руками и выводил звуки. Только, в отличие от мазков художника, звуки не оставались на холсте, а растворялись в воздухе. Поэтому, свой шедевр звонарь повторял каждое воскресенье.
Церковь считается одной из старейших в Костроме, она была построена в 1751 году. В 1791 году небезызвестные костромские купцы, братья Дурыгины — владельцы многих домов и земельных участков — пристроили к церкви колокольню и устроили приделы: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя святых мучеников Флора и Лавра и великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого. В 30-е годы, во время самых жестких гонений на веру, храм стал кафедральным собором костромской епархии. Сюда приносили многие иконы, богослужебные книги, церковную утварь и одеяния из других закрывающихся церквей Костромы. 3 декабря 1936 года здесь же совершил свое последнее богослужение — всенощное бдение накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы — священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский. Вернувшись домой, он был арестован и помещен в ярославскую тюрьму, где скончался 21 августа 1938 года. В начале 60-х по всей стране прокатилась еще одна волна гонений. В это время власти попытались закрыть Златоустовский собор, перенеся в марте 1964 года архиерейскую кафедру в Воскресенскую церковь на Дебре. Однако, развернутая Хрущевым антицерковная кампания постепенно утихла, и Златоустовская церковь не была закрыта, хоть и лишилась статуса кафедрального собора.
На сегодняшний день практически все церкви в Костроме восстановлены и переданы Костромской епархии, включая Ипатьевский монастырь, который еще в моем детстве являлся музеем «Природы». Также переданы все здания, ранее принадлежавшие епархии. К тому же, в 2016 году началось воссоздание костромского кремля, взорванного в 1934 году. А до этого, в начале двухтысячных, Кострома обзавелась двумя новыми каменными храмами: церковью Серафима Саровского в мкр. Малышково (начало строительства 2003 г.) и церковью Тихона на ул. Профсоюзной (строительство началось в 1995, освящена в 2002 г.).